Дневник

Август 2005

В последний день июля, на переходе его в август, мы играли на фестивале в Лефортово, организованном клубом "Би Би Кинг". Назывался он достаточно ужасно: "Путинка-блюз", и его special guests были Г. Сукачев и А. Скляр. Как говорится, "Садко - спецальный гость"... Слышал, что без стволов такого калибра спонсирующая Путинка не хотела давать. О внезапном переносе сцены из Крылатского в Лефортово стало известно в пятницу, информация распространялась из уст в уста и по интернету. Организаторы, конечно, сделали почти невозможное и были вознаграждены (цитата: "Продано 3125 билетов по корешкам"), прошло всё хорошо. Ясно, что большой фестиваль блюза нужен, а его нет. Ты чувствуешь сквозняк от того, что это место свободно. Неважно, как он будет называться, пройдет ли в Москве или в другом городе. Ясно и то, что организовать его невероятно трудно - соблюдешь "чистоту стиля", придут 7 клубных команд и 300 человек, пригласишь мегазвезд, поющих песни на родном языке - тогда какого хрена использовать слово блюз. Трудно - тут и недостаток денег, и специфические вкусы спонсоров, и амбиции музыкантов, и многие другие причины. Хорошо, если найдется человек или группа людей, обладающих редким сочетанием качеств - вкуса, энергии и уважения к музыкантам. Ребята из "Би Би Кинга" взялись вырастить фестиваль. Пожелаем им удачи.

«»Читаю славную книгу Robert Darden "People Get Ready!" (Continuum, Oct 2004). Это академический труд по истории возникновения и эволюции спиричуэлз. Язык не прост, но изящен "по-американски" и приводит глаза и голову в порядок; солидный корпус данных, немало интересных мыслей и сопоставлений. Приведу одну цитату: "It is rhythm that drives the great American musical exports, the spiritual (and, by extension, gospel), the blues, jazz and rock ‘n’ roll. But first you must have the spirituals — religion with rhythm." Какое определение! И ещё цитата, W.C. Handy: "Спиричуэлз помогли нашему освобождению больше, чем все ружья Гражданской войны".

Взялся за томик публицистики П.А. Вяземского. Давно он лежал "в головах", но никак не хотелось начинать - а вдруг не пойдет, бывает такая книжная нерешительность. Конечно, прелесть, что за книжка. Вот первый же очерк, где он разбирает "Кавказского пленника" Пушкина... Невольно начинаешь думать, а то и говорить, как авторы тех лет. То же "приведение глаз в порядок", но не такое, как от книги Дардена - здесь свой родной язык, и воздействие его прямое и стойкое. Словно бы телевизор не слушал и журналов не листал.

В книжном магазине зацепился глазом за рекламу: "... автор самых читаемых сетевых дневников... шокирующе остроумный..." Забыл имя и фамилию, по звучанию что-то вроде "Салават Юлаев". Полистал. Текст редкостной подлости и, конечно, вторичности. Использован прием талантливого Лимонова ("Это я, Эдичка"), но труба пониже и дым пожиже. Такой писатель сейчас не один. Есть ещё Стогов и другие.

В августе клубных концертов было мало, но всякий раз много людей, и людей приятных. Один из концертов, увы, с кривым ударником, пришедшим на замену. Старая и невыносимая проблема, которую разрешить может лишь наличие ещё более нетрезвого солиста, оркестра и всей публики. А это так редко совпадает! Жизнь устроена несовершенно. Давайте хотя бы сделаем вид, что мы с этим готовы считаться.
Репетировали с ЧХ, сделали несколько "новых довоенных" блюзов и госпел.

Послушал CD Кораблина-Братецкого "Elephant Blues". Понравился более всего Wang Dang Doodle. Кажется, вот такое пение наиболее подходит натуре и голосу Боба Кораблина и имеет будущее. "Будущее" представить себе очень просто - надо вообразить, как это будет звучать, когда артист состарится.

Вообще же блюзовые пейзажи отечества равнодушны, как Антарктида. Никому ни до кого нет дела. Плюсы современности обращаются минусами: есть интернет, есть блюзовый сайт, есть форум, есть свобода информации. Но люди быстро устают, не успевают соскучиться, отдохнуть друг от друга, все новости и фото сразу на виду. Люди легко и попусту ссорятся, а в интернетных спорах никто не боится быть нелюбезным, потому что скрыт электронными облаками - не то, что в глаза сказать что-то нелицеприятное, или даже по телефону... CD стало записать легко, а продать или даже "отдать в хорошие руки" трудно, информации кругом переизбыток. CD и демо раздаются направо и налево, как листовки, кому угодно, от посетителей кафе до зарубежных звезд (как говорила Рэттлснейк Энни, которой пробивной директор одной московской кантри группы вручил диск: "Он что думает, я поеду проталкивать их в Гранд Ол Опре?") Интереса к работе соседа, товарища по цеху, нет. Зато есть "свои" и "чужие". Какая, право, херня. Что пытаются делить? Ангажементы в нашем доблестном общепите? Внимание средств массовой информации? Место под солнцем? Что-то новое под луной? Впрочем, и эта возня не нова. Всегда так было и будет. И на Южной стороне артисты так же недолюбливали друг друга, разве что пели получше.

А я вот честно признаюсь, что люблю и уважаю наших исполнителей блюза и джаза. Сейчас перечислю... А впрочем, дай им всем Бог.

Готовим приезд в сентябре Джона Праймера. John Primer - 60-летний чикагский гитарист и певец, начинал в 60-е на Максвелл-стрит, в 70-е как член хаус-бэнда в клубе "Тереза" на Южной стороне, "сайдмэнил" у Вилли Диксона, Мадди Уотерса, Мэджика Слима. Потом записал своих 9 альбомов - стопроцентный электрический Чикаго. Мы уже договорились, я подписал контракты и выслал их Лизе Бейкер, подруге и агенту Праймера (его, так сказать, музе или даже Н. К. Крупской). Контракты отдельные на каждый гиг и достаточно жесткие. 500$ было затребовано вперед, чтобы "Джону было с чем путешествовать". ОК. Впрочем, что такое американская (музыкальная, научная...) жесткость, знаю давно. Джон Праймер - знакомый Омара Итковицы. Что почти невероятно, Омар вызвал под это дело басиста Mauro Diana и ударника Patricio Raffo из Буэнос-Айреса, своих старых товарищей по оружию, которым приходилось играть в Чикаго и с чикагцами. Это снимает ряд артистических проблем, очень хорошо. Но, вместе с тем, это будет непростой концерт. По словам Омара, им нужен мощный "комбический" звук на сцене ЦДХ, а в линии должен быть только праймеровский вокал и минимальные подзвучки. Мы (да и местные звукоинженеры) привыкли совсем к другим делам, начиная от подзвучивания ударных с нескольких точек. Поэтому "сдвоенный" концерт с открывающими группами будет нелегко отстроить. Но кому вообще легко, дамы и господа?

Флаеры готовы, получились конфетами. Жалко раздавать, но придется. Таня Касьянова сделала новый макет сразу по приезде из отпуска, за один день, но постеры А2 задерживаются, и их могут сделать на бумаге 200, которая еле клеится... А более тонкая бумага проскальзывает в машине. Ждут запчасть из Германии. И запчасть приходит. Отпечатали 1000 штук плакатов. Вперед, расклейщики, вольные дети бриза! Вышла статья про Праймера в... "Политическом журнале"! ЦДХ пишет в своей афише про "вечеринку в стиле от Дельты до Чикаго". В общем, всё идёт как положено.

«»