Дневник

Декабрь. Эдди С. Кэмбелл

К нам едет Эдди С. Кэмбелл, 67-летний чикагский гитарист. В официальных источниках говорится, что он играл джемы с Мадди Уотерсом еще 12-летним мальчиком, отдал дань работе сайдмена у Хаулина Вулфа, Литтл Уолтера, Литтл Джонни Тэйлора, Джимми Рида, Вилли Диксона и Коко Тэйлор. Дружил и играл со своими ровесниками - Мэджик Сэмом и Лютером Эллисоном. В его дискографии семь сольников, начиная от King Of The Jungle (1977). Кэмпбелл - мастер гитарного стиля чикагской "Западной стороны". Нигде не написано, но из уст в уста передают, что в 70-е Эдди "Си" был опасным вооруженным человеком, членом чикагской мафии. Он уехал в Европу в 80-х именно из-за неприятностей с законом. Женился на слепой англичанке, вернулся через 10 лет в Чикаго, где жена родила ему сына. Он мечтал, чтобы ребенок появился на свет в Чикаго.

Что же, а кто безгрешен. Литтл Мак Симмонс и Джеймс Коттон сидели в тюрьме за торговлю марихуаной в церкви...

В воскресенье 3-го декабря заехал за Эдди Кэмпбеллом. Встретились и познакомились, он оказался весёлый и лёгкий человек. Огромного роста, с косицей, в больших очках. Ходит с палкой, но как-то незаметно, чтобы его что-то беспокоило в этой жизни. Забрали гитары и прочее, тронулись в путь. По дороге болтали о том, о сём. С ним просто и приятно общаться. Расположение его и интерес к новым людям велики и искренни. Он фотографировал ночной освещенный МГУ, был впечатлён привычными мне видами. В Джаз Тауне состоялся хороший концерт. Гитара Кэмбелла (он играл на омаровском V-like Gibson'e) звучала через Fender DeLuxe очень смачно, на выпуклом ревере, по "вест-сайдски". И ещё он - классный певец блюза, с большим голосом. Всё шло очень азартно. Ребята из Kingsize (группа Омара, из прежнего состава екатинбуржских "BD") и Саша Половинкин (потом его сменил Миша Васильев) аккомпанировали с толком. В джеме выступил Русинов, было в кайф. Получился гитарный разговор, даже зубами поиграли (с подачи Эдди "Си"). Такой "день дантиста" (как по первому снегу бывает "день жестянщика"). В 11 с четвертью закончили - Омар торопился домой к довольно необычному продолжению банкета. К нему должен был приехать Марадона смотреть футбол по телевизору. У Омара есть тарелка. Он был приятно взволнован. Ну, если бы ко мне лет 15 назад собирался Эдуард Стрельцов, как не понять...

Разговоры с Кэмпбеллом в машине, в московских пробках, удивительны. Прямо хоть бы заторы не кончались. "Фредди Кинг был хороший парень, но он столько вещей попёр у других. У меня, например. И записал под своим именем."

"Сонни Бой, о, совсем не был странным человеком, как некоторые думают. Он был похож на Мадди Уотерса, так и сыпал шуточками, подкалывал всех (signified people). Я с ним играл." Впрoчем, Эдди "Си" играл со всеми, буквально с каждым блюзменом, имя которого на памяти и слуху. Он даже с Джими Хендриксом джемовал в каком-то клубе (кажется, в Лондоне).

"Джимми Рид в жизни был таким же, как его песни. Как он чуть отставал, скажем, в этой (напевает:) Don't you know that I love you... - так и ходил, так и говорил. Он не тусовался с музыкантами, после гигов сразу ехал домой. Домосед, одно слово. А вообще-то это был большой человек, дела у него шли ого-го!"

"Одно время Альберт Коллинз играл на ударных. Хороший ударник был."

А вот ещё кемпбелловская история, переданная мне моим другом: "Четыре года я у Вилли Диксона играл в Chicago All-Stars. А потом он предложил мне потягаться на руках (arm-wrestling). Я его положил. И больше ни одного дня у него не работал." Надо сказать, мышцы у ECC - как из дерева. Это феномен. Не просто тренированный человек. Силу можно получить от рождения.

У Эдди Кэмпбелла в Москве не только своей гитары не оказалось, но и медиатора! Омар играет пальцами, у него тоже не нашлось, хорошо завалялась пара штук у меня в кармане. Стёртые, правда... Так Кэмпбелл и играл в "Джаз Тауне" и "Би Би Кинге" каким-то дряхлым плектром. И это не значит, что для него "это халтура" и он "так относится к этим гастролям". Он так относится ко всем гастролям, судя по всему. Просто человек такой. Второй концерт был в "Би Би Кинге", звучали они совсем иначе - комбики поставили в ряд у задней стенки и не дали их подзвучить, к недоумению Петровича, сидевшего за пультом ("Я же ничем не мог им помочь!") Но это чикагская манера. Играли тихо. Оркестр вошел в русло. Было хорошо.

Eddie C. at Dom-u-Dorogi, Dec 8, 2006photo: Greta (All rights reserved)

Мы играли перед его гигом в пятницу в "Доме". Большего кайфа на трезвую голову от музыкального дня я , кажется, ещё не получал никогда в жизни. Даже если и на нетрезвую считать... Мы исполнили свое отделение, я получил похвалы от ЕСС (чикагцы обязательно скажут добрые слова о местной группе в концерте... но у ЕСС всё - преувеличено, всё - ого-го! Ну, группа! It was good, I tell you!) Потом был его концерт с Kingsize, удачный, сильный. В конце поиграли джем. Эдди безо всяких церемоний вытаскивает на сцену все мало-мальски знакомые лица, хулиганит и куражится, даже поёт вещи "на заказ" (не за деньги, конечно)... мне даже пришлось спеть Love In Vain, потому что он не помнил слова.

НУ, ТЕПЕРЬ ПРО ДРУГИЕ СОБЫТИЯ. Длинный дневник не дочитать, не дописать. Настаёт всё быстрее, чем устаревает.

Вот важное - мне в руки попала книга о Второй школе г. Москвы (я окончил 10"А" в 1970). Недавно был юбилей ВТОРОЙ, 50 лет. Собирались во дворце Пионеров, потом в школе. Честно, я не пошёл. Мне показалось, это всё равно что попасть на тот свет. Идеи Федорова о воскрешении отцов... Увидишь поколения неизвестных тебе или с трудом узнаваемых, постаревших людей... Люди "до" и люди "после" нашего года выпуска, незнакомые... Без алкоголя непонятно, как всему этому обрадоваться. Засел дома читать книгу про Вторую школу, которая меня очень взволновала. Пожалел, что ошибся и не пошел на встречу. Не буду пробовать перечислять героев и события этой книги. Она понятна для тех, кто в ней учился и преподавал. Наиболее благоприятная реакция умных людей: "Ну да, а была ещё 44-я..."