Дневник

Иванов-Смоленский (26/I/1953 – 1/II/2014)

С Андреем мы познакомились после первого курса Биофака, на летней практике в Чашниково. Это был высокий парень в очках и простой кепке, какие тогда носил пролетариат. Молодые ребята в 70-е хипповали, и важную часть стиля составляли одежда, волосы и музыка. «Узнается птица по полету, а фирмА – по шузУ» (девушка системы Наташа Жарова, сказано в 1973-м). Ничего этого в Андрюхе не было. Он не балдел от Битлз и Лед Зеппелин, но, как я понял сейчас (а почувствовал ещё тогда), был настоящим хипстером по сути. Он играл на гитаре и сочинял песни смешного и неприличного содержания. Иногда такие зонги придумывались по строчкам всей нашей компанией «людей на “-ский”» (Иванов-Смоленский, Лебединский, Соколовский, Масиновский, Аграновский… и примкнувший в ним Баркас). Не помню, пел ли Андрей песни Окуджавы, Высоцкого, Галича, которые тогда были любимы студенчеством. Кажется, нет, не пел. Пели вот что, уж извините:

Пролил Баркас на желтую рубашку
Селёдку прошлогоднюю, ой, бля,
Рубашка превратилася в какашку
А больше мы не скажем ничего!
Мы на полях тягали кузьку
А нас тягали на поля
Влачили х.. по грядкам узким
П..дою дыбилась земля
Общий рельеф волнистый
Речка течёт Москва
Наши пути тернисты
И грубоваты слова
И, вспоминая Insecta,
Бьём на себе комаров
Эта поганая секта
Видит в нас дойных коров.

Смех сотрясал палатки. Мы пили водку и бодрствовали до утра. Однажды Боря Баркас залез на пружинистую кровать, поднял руку, начал читать стихи и… исчез. Он упал мгновенно, как столб в бурю, и завалился точно между доской и брезентом палатки. Это был единственный случай в жизни, когда я чуть не умер от смеха. Вот жалость, что не получилось… Некоторые досыпали в лабораториях за бинокулярными микроскопами, отчего под глазами оставались заметные круги.

И, презирая перелески,
Он покидает ЗБС
Наш Иванов-тире-Смоленский
Каких-то девок тащит в лес.
(Никак не пойму, отчего там упоминается Звенигородская биологическая станция, ведь это песня из Чашек).

На утренней линейке начальник практики Филин вызывал провинившихся.

«Вчера после отбоя некоторые студенты были замечены… Иванов-Смоленский, два шага вперед! Лебединский, два шага вперед!»

(Голос из рядов): «Всех не перестреляете!»

«Зацепин, два шага вперед!»

Я иногда вижу Филина, идущего по дорожке около Биофака. Его знаменитая борода побелела, а в остальном он совсем не изменился. Иногда трудно узнать однокурсника, а его узнаешь непременно. Как я сейчас понимаю, Филин был нормальный мужик. Он пытался как-то поддерживать порядок среди нашей юной анархии. Тем не менее, его имя попало в сатирический куплет.

Спокойной ночи, дядя Филин,
Спокойной ночи, распиздяй,
А из палатки доносилось:
А ну-ка, Боря, наливай.

Однажды ночью Иванов-Смоленский пришел со свидания с любимой и сказал фразу, вошедшую в устный эпос:

«Ребята, я счастлив!»

Их свадьба с Аллой была первой на курсе. Я был там и сказал глупый тост, а потом на лестнице подрался с Лебедем за то, что он нажрался и ругался матом при девочках. Мне до сих пор стыдно. Но не обо мне речь. Андрей и Алка прожили долго и счастливо 40 лет.

После 75-го года наши пути с ребятами разошлись. Я слышал об Андрее истории. Как он впервые в мире вырастил тимус из стволовой клетки, поссорился с научным руководителем (А. Я. Фриденштейном), и это открытие не увидело света. Как начал писать прозу и стихи, опубликовал книги. Как тренировал своего сына по теннису и бадминтону, и мальчик достиг серьёзных результатов, стал участвовать в больших соревнованиях. Как путешествовал по всему миру, работал с Фондом защиты дикой природы. После окончания Биофака мы виделись дважды. Один раз на юбилее нашего курса в 95-м, когда он появился в конце вечера в «десятке» (10-й столовой) и был недолго. Мы даже не поговорили. Другой раз Андрюха пришел на наш концерт в «Доме-у-дороги» (года три назад).

«Андрюха, рад тебя видеть, где ты, что делаешь?»

«Да я, вообще-то, поэт».

Это было сказано вполне «по-смоленски». Андрей подарил мне книгу стихов, я её прочел и понял, что он действительно поэт. Стихи его не искромётны и не просты, читателю потребуется труд, чтобы их понять. Но это стихи, без сомнения. В них есть что-то хлебниковское, но не в смысле влияния или подражания (хотя и это законный путь поэзии), скорее в настроении и в смелой неловкости, что-ли. Я так и написал Андрюхе. Мне показалось, он нуждался во внимании и оценке того, что он делает.

День постарел. Спит май под минаретом,
Холодной стариной шумит песок,
И с ветра поэтическим приветом
Летит твой шепот хриплый на восток.
(Из стихотворения «Крыму»)

Он спрашивал меня, в каких клубах можно петь свои песни. Дал мне ссылки на сеть, я послушал его последние вещи. Они мне показались странными и грустными, написанными в тёмной гамме, если такая художественная аналогия понятна. Конечно, это было не для музыкальных клубов, в которых выступал «Чёрный Хлеб». Хотя я написал Андрею о людях и местах, которые могли бы ему пригодиться. После этого мы больше не виделись. Но я продолжал вспоминать его. Мне думалось, что ему трудно внутри, что выход не находится. Даже авторское предисловие к последней книге стихов Андрея похоже на прощание и подведение итогов.

«И нет уже мальчика, нет уже нашего короля вечерней беседы за ужином. Поймите, он важен, поймите, он нужен нам».

Дорогой, умный, ранимый, бесконечно важный для меня Андрюха.