Слушая Майка Науменко

«Так позвони мне рано утром, меня разбудит твой звонок… я буду ждать его всю жизнь, жизнь – не самый долгий срок»

«Пейзаж был прост – поля, и от деревьев тень»

«Ведь ты звезда рок-н-ролла, по крайней мере так говорят… и мальчики в душном и грязном кафе мечтают поймать твой взгляд и пожать твою руку»

«Серый туман и дождь… светает, шесть утра… вот и наступило то самое утро, о котором я что-то слышал вчера…»

Из всего русского рока я всегда любил слушать – и люблю до сих пор – Майка Науменко. Всему остальному даже оценки дать не могу, я это просто не распробовал как следует, подробно, и уже не полюблю. Есть классные песни у «Воскресения» (как это всё обстоит сейчас у этих артистов – не могу комментировать). Есть сильные альбомы у Гребенщикова (вплоть до «Радио Африки» и «Дня серебра»). Дальше у него пошло губительное многословие, по альбому в год, и так много лет… Не то – Майк.

Вот всё, что я слышал:

1. «Все братья-сестры», записанный пополам с Гребенщиковым в 1978 году. Один мой знакомый для личного пользования сделал страшный «микс», вырезав все вещи БГ. Остались такие ранние перлы Майка, как «Прощай детка», «Баллада о Кроки, ништяке и карме» и другие. Это уже он, Майк!

2. «Сладкая N и другие» (1980). Гениальный акустический сольник Майка. Вторая часть, ныне доступная на CD в виде «CD 2» выпуска отделения «Выход», до меня до сих пор не дошла. Некоторые песни оттуда я знаю отдельно.

3. «Майк LV» (1982). Очень хороший зоопарковский диск.

4. «Уездный город N» (1983).

5. «Белая полоса» (1984).

6. «Иллюзии» (студийные записи 85-86 гг., выпущенные тем же «Выходом»).

Есть еще концертники, квартирники, совместные с Цоем и прочее.

Хотя альбомы (4) и (5) [и, порой, (6)] содержат великолепные номера, не звучавшие до них, там много и ранних вещей. Принцип компоновки альбомов Майка был скорее ранне-роллинговский, чем поздне-битловский. Иными словами, только (2) и (3) являются bona fide «номерными альбомами». Прочие состоят из смеси старого и нового. Я еще не говорил, что считаю Майка гением? Хорошо, сказал. Поэтому смело выскажу, что вижу скверного в этих классических треках. Как правило, «старое» аранжировано и сыграно хуже, чем в оригинале. Чтобы не быть голословным, все версии песен второго альбома, попавшие на последующие, ужасны. Плоха переделка «Сладкой N» в танцевальном темпе, убита «Позвони мне рано утром» - убита «приемом» в виде настойчивого звонка, повторяющегося на протяжении всей песни через ровные промежутки времени (см. «Иллюзии»). Плохи все без исключения подпевки друзей Майка, пьяные и визгливые (“Blues De Moscou”, “Ром и пепси-кола”, «Милый доктор» и т.д.) Особенно отчетливо плохи они рядом с его особенным, своим голосом. Правда, и сам Майк прокололся один раз - в песне "Салоны" конец одной строчки переходит в неаппетитное харканье ("Кстати, кто такой Тузенбах-х-р-р-х-р-х?"...) Наверное, сказалось действие фирменной ромовой смеси (кстати, в исполнении Майка этот напиток готовился так: 30-50 г кубинского рома, 50-70 г пепси смешивали в стакане, закрывали его ладонью, затем резко ударяли донцем о колено и быстро выпивали...) Но вот почему Андрей Тропилло, которого называют ленинградским Филом Спектором, не вмешался в происходящее на этих сеансах, остается только догадываться. Собственно «записано», для тех условий «в доме Юного Техника» и для тех носителей, которые до меня дошли, вполне хорошо. Как это сыграно группой «Зоопарк» - другой вопрос. Очень часто крайне неважно. Не боюсь при этом обидеть ленинградских ветеранов, которые жили, играли и пили с Майком – но это и не удастся ни мне, и никому другому. «Я воевал!» Они правы заранее. Им должны быть противны любые слова со стороны, из другого времени, из другого города. Настолько же противны, как, должно быть, противна им пластинка «Ром и пепси-кола» Диброва - хлыщеватого и всех отымевшего ростовского «анти-Майка». Правы, но со своей стороны. С другой стороны, играл "Зоопарк" на записях чаще всего нетрезво и безвкусно. И точка на этом.

Чтобы не быть несправедливым, замечу еще, что женские подпевки на «Марии» и «Иллюзиях» аранжированы вполне грамотно и звучат красиво, хотя и выдают желание сделать «как у Пинк Флойд». Майка, кажется, обвиняли в «опопсовении» после выступления с этими бэк-вокалистками на одном из фестивалей. А мне нравятся эти подпевки и вообще поздние аранжировки.

Парадокс, но стиль Майка переваривает всё, что вызвало бы смертельный заворот кишок у любого другого. В каком-то смысле, это действительно «панк» (они претендовали, в шутку или всерьёз, быть панк-группой, таковой не считались, но кто знает…) Другая важная составляющая – блюз, и по звуку, и по тексту. Споры о том, блюзмен ли он был, ни к чему и не о том, но у него есть и настоящие блюзы. «А на дворе скулит бездомный пёс, он замолчал бы, если б смог… мне так же плохо, как ему, я так же одинок». А вообще-то этот жанр называется просто «Майк Науменко».

Может быть, музыкальное сопровождение оказывается не столь важным? Важна базовая гитарная мелодия, рифф, важен этот магический, манерный голос «в нос»? Важен текст, благо он везде прослушивается в деталях. К этому заключению поневоле приходишь, слушая эти старые и несовершенные записи, которые не надоедают. В песенной поэзии Майка Науменко россыпь находок. Тут не навоз надо перебирать в поисках жемчужины – гавнеца не найдешь среди перлов. Остроумно, чистый радий, аж светится. Вспомню ли хоть одно бестактное, проходное, пафосное место? Нет. Даже какой-нибудь явный «фол» типа: «и я поцеловал золотого льва, который охранял границу между мной и тобой» - оказывается победой автора. Ему были равно безразличны темы протеста против существующего строя, советской власти, мещанства, «папы-фашиста», религиозных поисков на Востоке и Западе, растафарианства, нового Вавилона и так далее. "Сидя на белой полосе", Науменко пел о том, что всегда было и будет интересно – о своей жизни. Его песни сатиричны и повествуют о жизни флэтов, мансард и "салонов". Его песни населены живыми персонажами (а не мистическими) которые иногда переходят из вещи в вещь, как Сладкая N, Веничка, Вера. Если и появляется бодисатва, то в чаду, когда подходит к концу запас сухих вин и пора бежать за водкой в такси. Если возникает гуру, то родом не иначе как из Бобруйска. У него вроде бы нечего разгадывать, но как всё тонко!

В текстах Майка очень чуткое отношение к времени и его свойствам: его мучает вчера, сегодня и завтра. Когда-то было так, а вот сегодня уже эдак, и всё хуже. "А когда-то он был королём рок-н-ролла уездного города N". "Скажи, куда ушли те времена?". Наконец, его тексты часто динамичны, в них одно из излюбленных ключевых слов, проговорок, векторов - это "come on!" ("вперед, вперед, моя королева!", "вперед, детка, гордо и смело", "вперед, бодисатва, вперед!" Вырваться из этого настоящего - срочно!

И еще об одном - о самостоятельности и о влияниях. Он заслушивался «Роллинг Стоунз», Боланом и Диланом, собирал и переводил тексты и музыкальные статьи. Некоторые его вещи – вольные переводы «Роллингов», и не только «Доктор», а и «Если ты хочешь» (явный Let It Bleed с одноименного альбома). Если вы думаете, что эпигонством и объясняется его феноменальный успех – пойдите и сп..дите сами. Что, никак не выходит? то-то же… Творческое заимствование – естественное дело. Тарковский – не тень Бергмана. Науменко – не калька Джеггера. Оставим это раз и навсегда. И будем слушать Майка Науменко и группу «Зоопарк» и получать удовольствие.


Сито мусеники за зимокарасию Док 02.03.2004 13:45:00 "Ложный карасс" назывался "гранфаллон". О настоящем же карассе св.Боконон так говорит в одном из своих каллипсо (цитируется по памяти):

И пьянчужки в парке

Лорды и кухарки

Джефферсоновский шофёр

И китайский зубодёр

Дети, женщины, мужчины

Винтики одной машины

Все живем мы на земле,

Варимся в одном котле

Хорошо, хорошо, это очень хорошо.

Хорошо так же и то, что авторы всех трёх ответов в главном согласны и со мной не ругаются, а когда выражают несогласие, то по делу. На флэту слышали Майка, McL? Фантастика. Мне посчастливилось его послушать только на концертах конца 80-х. Самый "камерный" был в ДК МГУ. Это было невероятно. Исполнялась, помню, "Трезвость - норма жизни", посвященная указу против пьянства. Кажется, эта вещь записана не была.

re: Слушая Майка Науменко McL 3.1.04 4:14 Я знал, я знал! ;)))))) Тут наверное, по определению Воннегута, из меня сейчас попроет эмоция "ложного карасса", но радует, что Вы нашли уместным так выразиться о Майке, что мнения очень близки, и это в чем-то немного объединяет. Мне всегда казалось, что он настоящий блюзмен, именно потому, что он жил, как блюзмен, да и умер, как честный блюзмен. И, наверное, единственный русский блюзмен, который делал русский блюз, не впадая ни в подражательство, ни в псевдо-русскость. Согласен, про его неровный материал. После первых его акустических магнитоальбомов, после того, как повезло в 85-м послушать его на "флэте" живьем, многие поздние варианты не мог слушать - ну, другой он там совсем! А как играли с технической точки зрения - мне не важно. Он пел очень от души, а, наверное, когда о душе говорят, на рубашку не особо смотрят. re: Слушая Майка Науменко Sanya 26.02.2004 17:48:00 Майк - лучший, это несомненно. Конечно, он довольно странен в своем желании объяснить, в чем смысл той или иной песни, в своем пафосе (Право на Рок, те же Салоны), но какие это пустяки по сравнению с главными песнями, которых у него... Все остальные, в общем. Иллюзии - никакой не альбом, конечно. Так, for collectors only edition. Действительно, Позвони Мне Рано Утром с него слушать невозможно. Если помнишь тот, старый вариант. Но четыре главных магнитоальбома - это удар. Шок. Ни одной проходной песни. "Переворачивай! - Ставь по новой!", что называется. А гитарка Храбунова - очень ничего, мне кажется. Во многих песнях - на своем месте. Мне, во всяком случае, равно по душе и акустика Сладкой N, и электричество Уездного Города. Насчет заимствований, соглашусь целиком и полностью. Разве его собственные песни хуже? Нет. Нам, как слушателям, было бы лучше, если б этих переводов не было? Тоже нет. Разве эти переводы не органичны в его творчестве, в нашем восприятии действительности? Опять же, нет. Ну так и чего еще? А волосатым молодым людям (не будем показывать пальцем, хотя это был Володя Р. :^)), не понимающим всемирно-историческую роль Майка в ритм'н'блюзе, мы будем ставить на вид и указывать на ошибки. :^)

re: Слушая Майка Науменко Yurec 2.18.04 2:17 "Скрип пера по бумаге, как предсмертный крик мой брат был героем, но он тоже погиб..." ...очень хороши квартирники Майка: Майк+Цой (в миксовке без Цоя :), московский квартирник. Аккустика и голос Майка - это было гораздо лучше, чем альбомы и выступления с нетрезвым ансамблем "Зоопарк". это любительские записи, на CD есть в МР3 и почему-то на собрании сочинений круппы КИНО :(