23-29 июня 2004 - Фестиваль Voxstock в Белграде

С 23 по 29 июня мне довелось побывать в Белграде – сербские музыканты пригласили на фестиваль VOXSTOCK-2004. Фестиваль однодневный, прошёл он 26 числа на вершине лесистой горы Кошутняк, откуда открывается чудесный вид на сербскую столицу. На вид любовались около 1000 зрителей, а спиной к этому виду стояли следующие люди и коллективы: Bootleg Blues, Pera Joe Blues Band и Di Luna Blues Bands & Horns Inc. (Сербия-Черногория), Ripoff Raskolnikov (Австрия), Ian Siegal (Англия), Franco Toro Band (Италия) и Pure Blues (Венгрия). Вряд ли наши слушатели знают все эти имена и держат рядом с проигрывателем диски, на которых они написаны. Но, тем не менее, это фестиваль хорошего уровня. Он проводится в третий раз и определённо набирает силу. В нём участвуют и молодые коллективы, и «местные звезды», люди известные у себя дома и даже за его пределами – такие, как Пера Джо, Владан «Стэн» Станошевич, великолепный слайд-гитарист белградской группы Raw Hide, или Иэн Сигал, акустический гитарист и певец, писавшийся недавно с Rhythm Kings (проект Билла Ваймэна). Вообще в Сербии сильные блюзовые традиции. Здесь 5 блюзовых радиопередач, одна из которых, Blues Sat, идет с 1978 года (ведет ее Любомир Вучкович, "Вучко", самый старый DJ Югославии). В июле-августе пройдут еще четыре фестиваля, целиком посвященных блюзу или имеющих блюзовые сцены (как, например, большой фестиваль в Нови Сад). Сравните с ситуацией в родном отечестве. У нас поскромнее всё, хоть и людей живет больше.

Как все это получилось? Вот предыстория с московской стороны: первые контакты у нас состоялись с Пера Джо, когда он приезжал в апреле 2003 года и джемовал в ЦДХ и клубах. Призвал его, помнится, неутомимый Вова Кожекин. Первопроходцем земли сербской стал Юра Каверкин, участвовавший в VOXSTOCK-2003.

Предыстория с сербской стороны подлиннее. Есть Белграде на тихой нецентровой улочке одноэтажный дом за деревянным забором (Banovo Brdo, Ljeska 26 для точности). В нём находится VOX, культовый блюзовый клуб, уже 10 лет собирающий белградских художников, музыкантов, поэтов, рокеров… Здесь, в небольшом зале проходят живые блюзовые концерты. Клуб вмещает 50 слушателей, и «на битке» деньги за пиво приходится передавать, как плату за проезд в набитом автобусе. Здесь 16-летняя Анна Попович, будущая звезда, просилась поджемовать со стариками, и получила чей-то Страт... Здесь выступали Луизиана Ред, Джон Хэммонд, Вэн Моррисон. На Майкла Хилла собралась толпа человек в 500, перегородила улицу, пришла полиция (благо она там метрах в 100)… Это особые случаи, но и регулярные концерты идут интенсивно - в Белграде 8-10 блюзовых групп профессионального уровня. Если нет концерта, люди всё равно собираются за стаканчиком, послушать музыку и поговорить. Телевизор отсутствует. Если хозяев нет дома, завсегдатаи перелезают через забор. Это стиль жизни.

Клуб VOX ведёт колоритная семейная пара: Гоца и Буда. Миниатюрная Гордана Новакович-Майкич – художница, её картинами и витражами украшен VOX (Хендрикс, Элмор Джеймс, etc.) Она и придумала название фестиваля. Будимир Вулетич – седой исполин, напоминающий Портоса из «20 лет спустя», кроме бесконечных воксовских дел занимается изготовлением музыкальных инструментов (сейчас в работе малая серия акустических бас гитар). Даже во дворе растут яворы, самые-самые гитарные деревья… Впрочем, мастерская Буды и его кума Синиша находится в Marinkova Bara, в "Цыганском городе", этом странном белградском Гарлеме. Но не будем отвлекаться.

Итак, клуб – это база и штаб фестиваля. Вокруг него сформировался второй круг, VOX RBR (ассоциация ритм-н-блюза Сербии), в которой около 400 членов. Президент её - Буда, председатель "Скупщины" - Пера, казначей - Велибод "Тока" Токович. В деле фестиваля участвуют многие члены, кто, как и сколько может – и молодые ребята, которые занимаются ездой, такелажкой и расклейкой, и спонсоры, и те, кто нашел этих спонсоров, и музыканты, и блюзовые эксперты. Например, Владислав Пейак, ведущий еженедельной 4-часовой передачи «Crossroads: blues and related staff», много лет выходящей на FM-волне белградского радио «Индекс». Обязанности четко распределены. При внешнем веселом разгильдяйстве и постоянных возлияниях дела доводятся до конца, и руки никто не опускает. Каждый год организаторы в канун фестиваля божатся, что это будет в последний раз, а уже на следующий день после его окончания обсуждают, как лучше сделать следующий. Затраты (аппарат, свет, авиабилеты, гостиница и гонорары музыкантам) и доходы (входные билеты по 5 евро, майки, пиво) должны хотя бы выйти на ноль. Помощь спонсоров неоценима, но не чрезмерна (один напечатал постеры бесплатно, другой предоставил пиво). В этом году июнь в Белграде был необыкновенно холодный и дождливый, а вечером 25-го небо пожелтело и прошел ливень с ураганным ветром. Буда (да и другие воксовцы) не спали несколько ночей, всё слушали прогнозы и глядели на небо. На плакатах было написано: «в случае дождя концерт пройдёт в зале Дома молодежи» (типа нашего МДМ, но мест на 400). Но это уж не то, говорили они…

Бог миловал, день 26-го июня был мало того, что сухим и солнечным, так еще и не жарким. В Кошутняке с утра приподняли сцену, смонтировали качественный голосовой аппарат тысяч на 20 ватт, и свет. Приехала группа с федерального ТВ канала. Стали собираться самые непохожие и приятные люди - много молодежи, семьи с маленькими детьми, рок-н-ролльные старики. Приехали и мотоциклисты, «Архангелы Сербии», под руководством известного Деды Любы (Любомира). Нас познакомили. Перед началом концерта он показывал мне потрясающие трехколесные и двухколесные машины, ох, красота какая. Вообще же все контакты с сербами, доброжелательными, веселыми, прикольными, были совершенно в удовольствие.

Концерт начали Bootleg Blues, молодой, но уже известный и активно продвигаемый в Сербии коллектив. Их 15 человек, и они играли переложения блюзов и госпел. Звук с самого начала был хорошо сбалансирован, поэтому прозвучал даже такой большой бэнд, с немалым набором акустических инструментов (добро, харп, бас, перкуссия, гитара…) и обилием поющих девушек, по три на один микрофон. Градус реакции публики постепенно повышался, да и людей прибывало - настоящая жизнь в Белграде начинается вечером. Что было дальше? Рипофф Раскольников, обладатель столь типично блюзового имени, оказался не бэнд, а австрийский исполнитель лет 40, играющий на гитаре и пишущий свои блюзовые тексты и музыку. Затем на сцене появился Иэн Сигал, спел сет старых блюзов (with significant Tom Waits influence, как считает Влада Пейак), и потом они с Раскольниковым сыграли дуэт. Это было здорово, говорю вам! Настоящую монету сразу видать. Оба оказались хороши – энергичные профи, хорошие певцы, шоумены.

Потом пошла электрическая часть. Pera Joe Blues Band я услышал в первый раз. Это квартет из гармоники, гитары (Горан Стойкович, “Gox“) , баса (Иван Чукич) и ударных (Владимир Мигрич), по случаю фестиваля усиленный Стэном (его гитара – могучий Фендер Стратокастер 1962 года, на котором он работает слайдом в открытом строе G, пользуясь каппой). Они играли разнообразно, стильно, внятно. Особенно хорошо прошли шаффлы. Пера спел одну вещь, прямо в свой Green Bullet, а основные вещи - Горан. Члены бэнда Пера Джо - молодые ребята лет по 26-28. Потом настал мой черед. Уж стемнело. Чуть отступив в рассказе, скажу, что приехал в Белград за два дня до концерта, чтобы отрепетировать с Pera Joe Blues Band 50-минутную программу (ребята заранее получили список вещей и демозаписи некоторых из них). Репетиции прошли в VOXe. Еще одно отступление: есть такая известная сербская поговорка: «Нас и руссов 300 миллионов!» (дескать, братство наше велико). Сет был открыт так: «Нас и сербов 300 миллионов… and we all got the blues…» Отыграли вроде нормально. Закончили (а ну, кто догадается) “I Got My Mojo Working”.

Потом выступал Франко Торо, гитарист и певец, который мне очень понравился. Крепко сработанный электрический блюз-рок с элементами суол. Торо весьма опытный музыкант, а в его бэнде – молодые и понимающие ребята (клавишник, басист, ударник). В конце фестиваля играли Di Luna Blues Band, большой состав с брасс-секцией. И у них всё нормально прозвучало. Вообще единственной накладкой фестиваля было то, что солист венгерской Pure Blues от некоторого умиления не мог петь, но вышли другие солисты и сделали ломовой джем. Говорят, под утро венгра нашли в лесах Кошутняка за преследованием двух наяд, мелькавших там и сям с серебристым смехом… Приключения на этом не закончились. Пера Джо, человек атлетический, зачем-то спрыгнул с задника сцены на землю (спереди высота была полтора метра, но сзади все 3), скатился по склону и повредил связки на руке. Потом ходил с перевязью. А Стэн с палкой по причине старой ножной травмы... Clearwater blues. Всё это не без юмора обсуждалось в следующие два дня - конечно же, во дворике VOXa, за пивком да ракией.

Живая музыка закончилась часа в 2 ночи, но гуляли до 7 утра.

Вот такой фестиваль. Вот такой Белград, в котором еще стоят дома, пробитые американскими бомбами. Вот такие сербы, которые живут с разумным и дружеским весельем, несмотря на все войны, притеснения и беды.