Дневник

Июнь. Дорога на Лахденпохью

В июне, 7-го, нашу группу пригласили сыграть на закрытии Всероссийских соревнований по ралли «Белые Ночи-2008» (а как ещё могли назвать соревнования? сам когда-то участвовал в "Самбо-69"). Местом назначения был карельский городок Лахденпохья. В его названии чувствовалась какая-то авантюра, бесшабашность… И мы поехали. Сначала «Николаевским экспрессом» до Санкт-Петербурга – Ольшаницкий, Серёгин, Балакирев и автор этих строк. Омар должен был присоединиться к нам в Питере. Оттуда, по словам организаторов, было 220 км («правда, дорога не очень…») до Лахденпохьи. Это примерно под Петрозаводском.

«Николаевский экспресс» был нарядный чистый поезд. Проводник в фуражке и стильной форме. Правда, держался он с необъяснимой независимостью, чем-то напоминая московских швейцаров 30-летней давности. Хотя мы были трезвыми… Доехали за 7 часов, едва успев отдать должное завтраку, включавшему красную икру и круассаны. На Московском вокзале нас встречал водитель миниавтобуса «Мерседес Спринтер». Это был довольно мрачный человек с лицом, изрытым оспинами. Причины для мрачности были, как потом оказалось… В машину погрузились чернохлебовцы, два кинооператора из Москвы и группа цыганского джаза из Петербурга. И никаких следов Омара! Мы прождали с 8 до 9 утра. Вотще. Его мобильный не отвечал. Смс не проталкивались или оставались без ответа. Потом выяснилось, что номер слегка изменился… Пришлось тронуться в дорогу без него. Путь предстоял неблизкий.

Фото Валерий СерёгинСразу за Питером началась плохая асфальтовая дорога. А когда она кончилась, all our troubles just began. Пыльные грунтовки, крутые повороты и подъемы, стиральные доски дьявола, описанные Джеком Лондоном (правда, там шла речь о перекатах на Юконе, по которому сплавлялись Смок Белью и другие чечако). «Спринтер» оказался стайером. Мрачный водитель вёл его с крайней осторожностью, иногда не более 20 км в час. Что же, его можно было понять. Амортизаторы на машине отсутствовали, а резина облысела по наружной стороне. Нас обгоняли местные машины, вплоть до «копеек» и «москвичей-412». Не говоря уж о раллийных джипах высотой с небольшой коттедж. В 11 часов позвонил Омар: «Где вы?» «В пути. Твой телефон не отвечал» «S-h-i-t» (с оттяжкой). К его чести, он быстро нашел какую-то машину с водителем и тронулся в путь. По крайней мере, так сказал телефон.

Забегая вперед (что по карельским дорогам совсем непросто), скажу, что Омар приехал вовремя, и выступление Хлеба состоялось впятером, как и договаривались.

Фото Валерий Серёгин Фото Валерий Серёгин

Пять часов пути вызвали не только раздражение. Вокруг были сосновые леса, валуны, чистые озера. Добрый Север. Всё здесь вызывало удивление. И природа, и люди. Например, карельские гаишники - мелкие, худые, плохонькие. В их облике чувствовалась бескормица и желание хоть чем-то выполнить служебный долг. Нас остановили в какой-то деревне «за подачу сигнала в населенном пункте». По дороге шли три накрашенные девушки, и водитель им слегка гуднул, безопасности ради. Штраф был 100 рублей...

Мы несколько раз сбивались с пути. Водитель не знал дороги. Карта оказалась внутренне противоречива. «Да в эту сторону из Питера вообще никто не хочет ехать… Теперь всю подвеску перебирать… <далее нрзб>»

По дороге я часто говорил по телефону – с организаторами, питерским такси – и тысяча вылетела из МТСа пулей. Последняя инструкция была – найти в Лахденпохье рыночную площадь, а на ней кафе «Рундучок». Сначала мы увидели весьма приличную сцену. Насчет райдера я созванивался с Сергеем из Петрозаводска. Он оказался настоящим профессионалом. Слева стояло капитальное здание. У двери висела табличка с надписью «Рундучок», сделанной мелкой затейливой вязью, как код доступа на интернет-форуме. Мы пошли пообедать. В Рундучке было очень прилично, даже вкусно, с одним только «но» - не было воды. У нас авария в городе, объяснили официантки. Туалет работал, вернее, был открыт. А что делать?

Фото Валерий Серёгин

Фото Валерий СерёгинС помощью Сергея и петрозаводцев споро отстроили звук. Не троило. К сцене подходили местные зомби и гугнили насчет «включить какую-нибудь музыку». Делом был занят только один, пьяный старик в тельняшке и куртке. Он у всех просил девять рублей. И эта загадочная просьба имела успех. За столиками в отдалении уже собиралась публика, раллисты и другие жители. В 6 часов мы начали, играли час. Перед сценой на вытоптанной траве и пыли танцевали две девушки, наряженные в стиле американских бейсбольных групп поддержки. Потом танцевала одна, а другая сидела на земле, продолжая размахивать красными опахалами. Ну и номер, подумал я. Оказалось, сломала каблук. Потом одна из девушек (та ли самая?) сказала, что музыка очень понравилась и попросила в подарок наш диск. Подарили «Тик». Другой мы разыграли на номер машины, оканчивающийся цифрами основания группы «Чёрный Хлеб». Вышел пожилой загорелый участник ралли, очень приятный и застенчивый. «Ух ты, у меня как раз на 98 кончается». Публика хлопала, но, чувствовалось, на хрен этот блюз кому сдался. Это нормально, в общем-то. Сразу после коды мы засобирались в автобус. Водитель «Спринтера», ещё более мрачный, приехал нескоро. Его отпустили ответственные лица, он успел проехать сто километров в сторону Ленинграда и встать на асфальт. «Если хотите успеть на поезд, надо срочно ехать». Из остальной его речи самым печатным было многократно повторяемое в адрес организаторов слово «пидоры». Мы поехали. Но это было ещё не всё. Через 20 км от Лахденпохьи раздался звонок по моему мобильному – мы забыли операторов из Москвы. Каюсь, я слышал про то, что они с нами должны ехать, но информацию застили речи водителя. К тому же нас всех просили не волноваться – раллисты-де подбросят до Питера в случае чего. Но они к тому времени, очевидно, приняли на перси и везти не могли. И моё ли было дело сажать всех на автобус и отправить по счёту? Нет. Пусть это послужит оправданием. Вернулись ещё раз, после переговоров с диспетчерами и получасовой стоянки на трассе. Что говорил водитель, даже страшно вспомнить. Обратно он довёз нас за 3 часа, махнув рукой на подвеску и резину. У Московского вокзала (а время было уж к 12 ночи) Балакирев повёл нас поужинать в довольно уютную кафетерию. Он часто ездил сюда с группой «Серьга» и знал окрестности наизусть. Наконец-то помыли руки и спустили воду. После ужина стало легче. Обратный поезд был не экспресс. По-видимому, праздник кончился. Утром проводница крикнула в тамбур, чтобы все несли сдавать бельё. Красной икры тоже не было.

Доехал на метро домой. Из меня сочилась энергия. Поскольку белый автомобиль больше не работает, стал думать, как бы уехать на дачу. И придумал. Позвонил прорабу и попросил его приехать в магазин ОБИ на Калужке. Там лежала уже оплаченная винтовая лестница. Он давно обещал помочь с вывозом. Я поехал в ОБИ на метро и маршрутке. Как легко передвигаться без гитары и сумки! Пока «Нива» с прицепом перебивала воскресные пробки из области, неторопливо обошел магазин, оформил лестницу №1, накупил для лестницы №2 балясин, заходных столбов и струн (толстые доски по 3.5 метра, к которым крепятся ступеньки и перила). Вывез всё это через кассу на самой здоровой тележке, которая там нашлась, и сел на ветерке поджидать «Ниву» с прицепом. Она появилась в полпятого. Энергия никуда не делась. Мы погрузили коробку с лестницей №1 в прицеп с помощью погрузчика (водитель которого на моих глазах два часа оттачивал свое мастерство, гоняя мусорный бачок рогами по грузовому двору), приторочили струны к багажнику на крыше, положили прочие деревянные части в багажник и поехали. В деревню Шаганино, где ни зимой, ни летом не отцветает, где жасмин и виссон и так далее. И было там хорошо. На что я и рассчитывал.

В понедельник вернулись домой на такси. Вечером мы отыграли в Music Town Club, где собралось побольше любителей блюза и рок-н-ролла, чем в Лахденпохье. В остальном же она благословлена всем! И мне запомнится надолго, если не навсегда.