Дневник

Март

Вкусно, когда с плиты. Хорошо, когда по календарю. С начала марта погода словно опомнилась. Всё тает, в лесу честные лужи, глина и осевший снег. В городе дворники скалывают лёдяные горы на газонах и разбрасывают замерзшие валуны под колеса машин. Движения ровно противоположные тем, что были месяц назад.

Сочувствие темнокожему человеку в оранжевой безрукавке. Он целый день ворочает лопатой и скребком. Его обирают дэзовские эксплуататоры, он живёт в подвале. Всегда кажется, что тот, кому нелегко - хороший человек. И так и надо продолжать верить. Глядишь, получится посочувствовать и богатым. Но почему бедный человек, едва пообвыкшись и оглядевшись, поёт уж другие песни... переходит с блюза на рэп, с корешков на вершки.

Подъезжаю вечером в Брюсов переулок, ставлю машину, ищу место, куда меня позвали выступить. Подходит южный человек. Говорит уверенно, как по-писаному.

"Союз композиторов клуб ищешь, земляк? Сюда идти надо. А машину лучше загоняй ко мне во двор - тут эвакуаторы все-все машины забирают. Чего дашь на чай, спасибо, а нет - и ладно."

Не отказываю, но вежливо откладываю его предложение. Я тут родился и долго жил, а московский опыт учит не торопиться с "да" и "на", учит распознавать еле ощутимое давление. В клубе мне рассказывают, что с эвакуторами в Брюсовом особых проблем не помнят. А этот дворник берёт 200 рублей с выезжающей машины. Когда-то в Эфиопии я очень соболезновал полевым рабочим из соседнего города Амбо, получавшим меньше доллара в день. У меня на грядках работали пять человек, тут уж совсем сочувствовал. И вот один из них, худой старик в вязаной цветной шапке, подходит ко мне в пятницу и просит два быра (birr - "серебро" на амхарском языке, в реальности рыхлая зеленоватая купюра). Дескать, бухгалтер уже ушел и денег ему не дал. Зная нашего бухгалтера, который выписывал себе питьевой спирт для протирания пальцев после пересчитывания местных денег, я поверил и вынул из кармана два быра. Потом выяснилось, что старый эфиоп уже всё получил...

Читаю "Дневник писателя" Достоевского. Какие же это всё старые истории. И не в севере и юге дело, конечно.

Вижу повторяющиеся вязкие сны, у них два сценария. Один про Эфиопию: последний день, надо ехать в аэропорт Аддисы, вещи разбросаны, машина ещё не заказана, «Тетрадь для снов (слов)», 1964а времени осталось два часа до вылета... Другой сон про концерты. Снова волглая, медленная ситуация, ничего не приготовлено, гитары без струн, на сцене нет микрофонов... Плавание в глицерине с избавительным пробуждением. Так начинался и недавний мартовский сон. Недогоняемый концерт - хождения, поиски, пора начинать... Но с другим продолжением. Будто я пошел за шнурами в какой-то коридор, свернул не туда... Маленькая смешливая девочка говорит - надо войти в эту комнату, через неё выход на сцену. Открываю дверь и вхожу, но это заставленная вещами подвальная каморка без выхода. Оборачиваюсь - вместо девочки (она превратилась, понимаю) стоит деревянный человечек в плоской маске с дырками для рта и глаз, а с ним ещё двое. Они машут руками (в них гвозди или что-то подобное), надвигаются на меня. Залезаю на стол, там лежат молоток, фомка, пила, хватаю что-то и отмахиваюсь от них. В подвал входит ещё один враг-карлик, у него железные ноги, больше я ничего не вижу за листом фанеры. Он щелкает огромными ножницами. Разбиваю окно, вытаскиваю решетку. Подтягиваюсь, кладу локоть на подоконник. Там улица, идут какие-то люди с пивом. "Мужик, дай руку, помоги вылезти." Они думают и делают медленно. Кажется, со второго раза мне удается освободиться. Попал ли на концерт, даже не могу сказать.

В Москве играет Фил Гай из Чикаго. Это колоритный полный человек, похожий на чёрный апельсин. Каждый вечер он выходит в новом замысловатом концертном костюме, сногсшибательных ботинках, играет на древнем "Телекастере". Не все концерты ровные, он разогревается и остывает. То ковыряет, то выдает козырный настоящий блюз. К концу недели пошел добрый огонь. Кажется, самые лучшие выступления - четверг и пятница (Дом-у-Дороги). Не всё было просто с поддерживающим бэндом - с другими чикагцами обычно играли ударник Миша Васильев, басист Женя Ринкевич и клавишник Рома Имашев (и Омар, конечно). Они делали свою работу ритмично, согласовано и надежно. На сей раз пришлось заменить басиста, а клавишник отсутствовал. Параллельные и меридианные работы - как же знакомы такие ситуации московской клубной жизни. Но кому интересно, что и как варят на кухне? Разлили, принесли, пробуем. И вот что я вам скажу - М-р Гай настоящий блюзовый человек. Всё, что мне довелось слышать, было хорошо или очень хорошо. Я слышал и прохладные отзывы. Значит, мне повезло, как и вам. Во все дни случился аншлаг, принимали очень горячо. Наши блюзовые музыканты играли джем с Гаем. В пятницу мы с "Хлебом" открывали его выступление. Настроение было отличное. Торчали, как Московский университет.

Phil Guy, DuD. Фото Светланы Хондак.

Омар ИтковичиСаша Соловьев