Октябрь 2004 - 15th EFES, 26 брюссельских коммисаров, другие впечатления

15th EFES PILSENER (30 октября 04). Был на последнем дне фестиваля. Билетами не озаботился, и пришлось спрашивать лишний. Реакции на лицах встречных и спрошенных – разные оттенки «как же хорошо, что я иду туда, куда ты еще хочешь попасть, и неизвестно, попадешь ли...» Кругом царил интересный бизнес. У «Дружбы» билеты толкали по 1000 р., и дилеры цепочкой шли к метро навстречу потоку слушателей, перекупая по 500. Мне повезло, купил какое-то приглашение без печати. Ксерьте разумное, доброе, вечное. У самых кордонов увидел Кожекина с товарищами, раздававших рекламу фестиваля губной гармоники. Молодец, вот так и надо действовать (I mean it!). На мне рекламные открытки закончились, и я попенял Вове. Не растерявшись, Кожекин поднял флаер с земли, обтер его о джинсы…. Блюз начинается не с вешалки - несколько раньше. Я успел к самому началу первого отделения. Понравилось всё, давно не получал такого яркого удовольствия ОТ ВСЕГО ФЕСТИВАЛЯ. По прежним годам помню удачи отдельных музыкантов. Здесь клёво выступили и Fruteland Jackson, и Little Charlie & The Nightcats, и Sam McClain, и всё срослось без единого шва. Да, не всё это был «блюз», но всё же американская не-мейнстримовая музыка от самых блюзовых корней, профессионально, с сердцем, сыгранная. Мне рассказывали, один музыкант на вопрос о том, как ему фестиваль, начал ответ так: «Звук – говно…» Это старый спор, постоянно возникающий тезис. Замечу, у сцены, где я стоял, звук был в порядке или почти в порядке. Прогресс по сравнению с позапрошлым фестивалем в той же «Дружбе» несомненный. Недостатки звука убивают только хреновый концерт. Здесь же… ну, басист у The Nightcats звучал вне баланса, ну, на единственном вокальном номере их ударника вокальный микрофон включили в середине второго куплета… «Кач» был правильный, и в этом всё дело. От Фрутленда Джексона с акустическими номерами до Майти Сэма МакКлейна, который купался в «большом стиле». Кстати сказать, у МакКлейна весь бэнд был, что надо, но какой гитарист!

Спать не хотелось, ночью приехал в «Дом-у-дороги», был джем с новым бэндом Петровича (очень четкие ребята – Соколов хорошо делает группы). Были Каверкин, Мишурис, Садиков, Иващенко.

На следующий день попал на Брестскую послушать мастер-класс. Лил дождь, словно взятый напрокат из черно-белого саспенса. В клуб прошли Рик Эстрин (с аллюминиевым чемоданом) и Чарли Бейти (с гитарным кофром). Внутри была странная мизансцена, из другого кино – в четверть-шестого, при назначенных для мастер-класса 18:00, в зале танцевали бальные пары, и протанцевали потом еще полчаса. Однако, потом всё быстро наладили, и мастер-класс начался. Пришли люди. Надо сказать, слушателей было меньше, чем естественно было бы ожидать – как же не послушать героев фестиваля в клубе, без глянца? Где же были все энтузиасты жанра, гитаристы и гармонисты, лица, знакомые по джемам? Где все люди, подписавшие обращение к Ночным Котам на сайте блюз_ру? Пришла лишь малая часть, но те, кто пришел, много приобрели, как мне кажется. Эстрин и Бейти играли объемные и чудные блюзовые номера в стиле совершенно отличном от фестивальной программы The Nightcats. Литтл Чарли Бейти показывал и образцы свинга, джампа, джазовых пьес. Оба урока – гитары и гармоники – были умными и неформальными. Но самое интересное в мастер-классе, для меня по крайней мере, не сведения о номере струн или любимой марке микрофона, а персоны музыкантов. Эстрин и Бейти очень контрастны, эдакие «Шустрик и Мямлик». Бейти, возможно, был не в лучшей форме. Это было иногда заметно и по игре, и по шуткам. Какую-то он выдал путанную телегу о том, что боялся везти свою гитару в Россию, потому что много слышал плохого о России, а вот теперь он не жалеет... Несколько неловко было это слушать. Правда, эта история оказалась исключением, другие были более удачными, а пояснения по инструменту, стилям, ритмике – безупречными. Рик Эстрин до начала действия сидел за столом, сгорбившись и повесив нос, словно его поставили на “standby”, а вокруг танцевали пары... Но на сцене он просто фантастический шоумен, фосфор и сера.

Две поразительные книги, автобиографические истории детства. "Белое на черном" Рубена Гальего и "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Вторая книга понравилась больше. Стоит почитать.

Интересно посмотреть Euronews по утрам. Недавно скандал разгорелся в Брюсселе - кандидат на пост комиссара высказался в таком духе, что гомосексуализм - это грех, и что смысл брака в рождении детей. Что тут началось! Ишь ты, выродок какой, в самом деле. Чуть к стенке не поставили всю команду комиссаров. На фоне нашей нынешней информационной глади посмотреть евроньюсы стало интересно. А ведь недавно присказка «Есть обычай на Руси – слушать на ночь Би Би Си» казалась навсегда устаревшей.