29 сентября 2004 - Возникновение джемов в Москве. Little Willie Littlefield.

Недавно в блюзовом календаре прочел: 73 года со дня рождения Литтл Вилли Литтфилда. Надо же! Я поискал его имя в сети, сначала ничего не нашел (на allmusic, в частности), потому что искал на “Littlehead” (бывает, запомнишь не слово, а его отражение). А ведь это фантастический артист и пианист буги! В 52-м он первым записал и выпустил неувядающий Kansas City (под названием K.C. Loving). Мне довелось услышать его живое выступление в ноябре 91 года, было это в маленьком (каком же еще…) баре в Марбурге. Входной билет стоил 25 марок, по тем временам цена немалая для Германии, но народ (немецкие студенты в основном) стоял, как водоросли. Рядом со мной вздыхал от кайфа какой-то слепой парень. Литтлфилд, худой, миниатюрный, сгорбленный, сидел за пианино, играл и пел ослепительные буги и блюзы. Пел классно. Играл как бог. На пианино стоял широкий стакан с теплым виски, из которого он прихлебывал, рассказывая какие-то короткие байки в паузах. Рядом пристроилась рыжая женщина (его жена-голландка, наверное), следившая, чтобы в этот стакан больше не наливали. В перерывах Литтл Вилли ходил по залу, пожимая всем руки - свою при этом протягивал первым и улыбался во всю ширь. Особенно ему понравился один страшно застенчивый студент в очках, похожий на 8-классника. Это был тоже прием шоу – найти в аудитории совершенно непохожего на тебя персонажа, всё время обращаться к нему по ходу концерта («правильно я говорю, сынок?»), а в перерыве, к его вящему смущению, гулять в ним в обнимку и представлять всем как своего лучшего “buddy”. Каждая деталь гига запомнилась накрепко. Эти повадки негритянского энтертейнера точно описал в своем дневнике Миша Бирюков, говоря о Би Би Кинге и Джимми Смите, и тут добавить нечего. Но вот видеть, особенно тогда, в 91-м… Сейчас мои впечатления могут показаться преувеличенными, но я только что приехал из Москвы, а она была тогда несколько другой. К зрелым летам я слышал живьем Би Би Кинга (в Театре Эстрады) и Одетту (в ЦДЛ), да кое-что из западного джаза.

В последнюю субботу сентября играли в JVL гиг под названием «Джем на черном хлебе», получился интересный опыт. Приглашенным гитаристом был Омар Итковицы. До начала мы за 10 минут просмотрели с ним репертуар, какие-то вещи он пропускал, говоря, что знает, про какие-то переспрашивал, запоминая гармонию и условности. Потом весь гиг отыграл точно, вкусно, да еще и спел I’m A Man и See See Rider. Всем очень понравилось, музыкантам, публике, даже клубным людям (теплые слова барменов и менеджеров-по-залу особенно показательны – эти люди переели самой разнообразной музыки, причем в трезвом виде!) Мне приходилось выступать и с опытными гитаристами-профи, но блюз знающими приблизительно (распространенная ситуация, кстати: «я играю джаз, фанк, арт-рок (ненужное зачеркнуть), ну, блюз-то я сыграю любой» - а потом на сцене пшик), и с гитаристами, обладающими блюзовым чувством, при этом чистыми фронтменами, и еще со многими, многими. Но это был первый случай взаимодействия с профессиональным блюзовым гитаристом bona fide, ритмичным, быстро схватывающим, умеющим и соло сыграть, и вставку, и аккомпанемент. Омар принял приглашение играть с нами дальше.

Возвращаясь к джи-ви-элевской теме: на сцену к нам выходили Алёна Иванова (Good Ole Wagon и Right Key But The Wrong Keyhole) и Михаил Козаков. Да-да, придется отвечать за сказанное. Была некая договоренность по телефону через моего брата… В общем, он вышел и спел оджазованные песенки из старых советских фильмов. И получилось! Извините, нам бывает весело. В 1977-м Козаков начитал и напел стихи Лэнгстона Хьюза (в русском переводе) под аккомпанемент джазового пианиста Бориса Фрумкина и ритм-секции. «Мелодия» выпустила пластинку, она называлась «Ленгстон Хьюз – Черные блюзы». Местами совершенная, местами по-актерски перетянутая, эта пластинка запомнилась крепко. Сейчас она вышла на цифре.

Увлекся, слушаю беспрестанно джаз-бэнды 20-х и 30-х – Флетчера Хендерсона, Бенни Картера, Бенни Гудмена. На первом месте Кинг Оливер, его записи 26-31 гг. с «Дикси Синкопейторс», самые старомодные и странные из всех. Еще одна неизменная любовь – Билли Холидей. Поражает (просто не обращал внимания на это раньше) высочайшее качество песенной поэзии. Работали серьезные люди, ничего не скажешь. «You may call it madness, but I call it hi-de-ho underneath the Harlem moon”. Еще под рукой всё время Лонни Джонсон с Элмером Сноуденом и блюзовый гармошечник-певец Сидней Мейден. Выходных данных не знаю, это переписанные с винила кассеты.

Провели два джема подряд - в Би Би Кинге 6-го и в Вудстоке 7-го. Юра Каверкин в отпуске, без него джемовать как-то не так радостно... Но всё же приятные впечатления были. В ББК выступил любопытный молодой вокальный квартет и саксофонист-профи Паша Веренчиков. Не все гитаристы успели сыграть, но тут и Кларенс Уильямс ничего не смог бы организовать... Встретил своего одноклассника Сережу Берлина, которого не видел очень давно, он пришел с сыном и дочкой. А в Вудстоке был лом народа, горячий прием и при этом небольшое число джемующих артистов - гитаристы Ваня Жук, Серёжа Виноградов, Володя Демьянов, группа Оксаны Кочубей, Алёна Иванова, молодые растущие харперы, клавишник Андрей. Состав хаус-бенда случился необычный - Гелюта и Половинкин уехали на юбилей группы Off-beat, поэтому играли ЧХ и Братецкий. Мы получили свой кайф в этот вечер.

А знаете, с чего и с кого начались джемы в Москвы? О, это интересная история. Первый постоянный джем организовал Саша Никишин в клубе Джек Рэббит Слимс осенью 99-го года. Дело было поставлено вполне грамотно: администрация "Кролика" платила небольшую гарантию ведущему джема, ударнику и басисту, джемы шли по четвергам (пять лет назад этот день был мало "играбельным" в клубах, и многие музыканты могли зайти на огонёк). Постепенно ситуация стала раскручиваться, приходило всё больше и больше людей. И тут Никишину случилось уехать в Англию. Он передал ведение джема мне и Ие Моцкобили. Кстати, мало кто теперь помнит, что именно она стояла у истоков клуба в Беляево - через одноклассника-супрефекта получила подвальное помещение в галерее, нашла спонсоров и деньги на аппарат и ударную установку, даже оформила клуб как "юридическое лицо", с печатью и всеми причиндалами. Сделав невозможное в начале, Ия, как часто водится, не смогла делать будничную работу, вести клуб, и потеряла его... Стоп, и я теряю нить истории. Так вот, Саша задержался за границей, и мы вели джемы в "Кролике" примерно полгода, пока все концерты там не прекратились из-за жалоб соседа сверху. Следующей джемовой точкой стал, если я не ошибаюсь, Би Би Кинг, и уже три года (с 2001-го?) джемы там идут каждую среду. Осенью 2001-го Тимофей Сахно предложил мне вести джем в клубе "Второй этаж". Группу "Черный хлеб" я подписывать на это дело не стал, по ряду причин, а позвал The Blues Spinners (Аграновский, Немов, Братецкий). Как-то раз к нам подошел в клубе огромный чувак в черной кожанке (Андрей Артёмов) и предложил себя на роль басиста. Он привел и ударника Сашу Половинкина. Через короткое время Артёмова сменил старый чернохлебовец Сережа Кузнецов. Женя Немов ушел, сказав, что это "не работа". Действительно, деньги группа получала от входа. Нашим постоянным гитаристом стал Валера Гелюта, который первый раз забрёл поджемовать случайно вместе с приятелем Ростиком Звездиным. На сцене не было ценза, это был капустник, прикол, театр, с участием и новичков, и профи. Приходили и такие виртуозы, как Коля Ширяев, и странная Наталья Медведева с марсианским окружением, и металлисты, и блюзовые люди... Народу второэтажные джемы в сезоне 2001/02 года стали собирать всё больше, случился ажиотаж. Атмосфера была неплохая. Как водится, всё закончилось закрытием клуба. Мы устроили последний джем на открытом воздухе (18 апреля 2002). Там был Володя Фролов, зам. директора Московского зоопарка, и Юра Каверкин. Возникла идея проводить джемы в зоопарке. Получилась серия акций BLUEZOOLOGY (Vol. I, II, III) - в защиту уссурийских тигров, амурских леопардов и черепах. Два зоо-джема были провальными по звуку, но один получился торчком. Распределение лучше, чем у Менделя. Акции проходили под девизами: "Львы ритм-н-блюза поднимают голос в защиту уссурийского тигра", "Vive Le Leopard D'Amour", на стенах висели прикольные блюзовые картинки, нарисованные Юрой, и всё в таком духе.

Осенью 2002 Слава Капорин, гитарист и певец, работавший с Ширяевым в группе «Бабушкины сказки», нашел клуб Expat и договорился там о джемах. Он пригласил меня и Братецкого. Создалась некоторая ситуация, когда ЧХ продолжал существовать, Спиннерз тоже существовали, а мы с Капориным и Ширяевым параллельно занялись джемовым проектом. Сначала в безымянном составе был профессиональный ударник-молотобоец, имени которого я не запомнил (мы с ним один раз репетировали, и один раз играли, а потом он увидел еxpatовский гонорар и ушел от нас). Пошла чехарда с составом хаус-бенда, но джемы при этом шли своим чередом и не собирались хиреть. Пришел ударник Гена Хащенко, не сыгрался с Ширяевым. Потом за барабаны сел Коля Балакирев, но ушёл Капорин, а потом Ширяев… увы, выдающиеся инструменталисты – совсем не обязательно те люди, с которыми именно ты сможешь играть блюз. В конце концов получился состав Де Блюз Спиннерс, проживший один сезон: Балакирев, Кузнецов, Гелюта, Братецкий и я. Пока не накрылся Expat, мы хаус-бендили там. Потом запахло гибелью клуба. С опытом этот запах начинаешь чуять загодя. Весной 2003 я договорился проводить джемы в «Вудстоке». К этому времени «Спиннерз» репетировали очень серьезно. За всё время джемов самый ритмичный и интересный движок был: Половинкин и Кузнецов. Пока что наши джемы в "Вудстоке" держатся (сейчас 21:15, 9 октября 04 г.) Но всё меняется… Один мой приятель в 93-м навсегда уезжал в Штаты со словами «…досматривать неохота». Ну, а мы всё же посмотрим.

# re: Сентябрь 2004: Little Willie Littlefield и другие 07.10.2004 14:00 илья верховский

Доброго, Алексей. Пластинку Казакова-Фрумкина и я помню с детства... "Я безработный.. Я - безработный...." Недавно специально её разыскал среди старых завалов. на сердце - потеплело. И ещё - это как магическая фраза для меня была, как заклинание "Чёрные блюзы Ленгстона Хьюза".

# re: Сентябрь 2004: Little Willie Littlefield и другие 07.10.2004 19:32 Doc Очень приятно это слышать, Илья! Именно "заклинание", именно.