"Территория Культуры", №6, июнь 2005

ВАДИМ ГОЛУТВИН: «О старых друзьях и настоящем блюзе»


Недавно один старый друг позвонил и говорит: «Слушай, мне дали посмотреть «живой» концерт Кенни Логгинса на DVD, не хочешь глянуть?» Ну, я, конечно – «спасибо, старик, с удовольствием!», потому, что очень люблю разных американских фолк-сингеров, а Кенни Логгинс как раз из таковых. В конце 70-х годов Аракс на концертах исполнял несколько песен из его репертуара, Сергей Беликов пел, очень здорово… Короче, получаю запись, ставлю… Одна песня, вторая, третья, чувствую – что-то не то. Не то, чтобы восторга нет, а даже раздражение какое-то. Бывает, в юности проникся какой-то музыкой: группой или исполнителем, и всю жизнь это ощущение с тобой, как эталон. И вдруг, получаешь возможность достать эту запись: дрожащими руками ставишь, и …разочарование – десятилетия не проходят даром: звук не тот, драйв вялый, прежних впечатлений не получить. Известное дело: юность не вернуть, два раза в одну воду и т. д.… В общем, наверное, всем знакомая ситуация, но тут нечто другое... Играют классно - с Логгинсом большая компания музыкантов: несколько ударников, гитаристов, двое клавишников, гармошечник – просто гений, сам Логгинс поет, как и прежде, выглядит «на миллион долларов», хоть и в ковбойке и джинсах, но – класс! Концерт проходит на лесной полянке, публика интеллигентная, доброжелательная, песни знает наизусть, чуть ни каждую встречает овациями и подпевает. В общем, состояние, видимо, близкое к «райскому». Сижу, смотрю, слушаю и не понимаю – что же «ломает»? И тут подпевка, состоящая из «лиц африканской национальности», выходит вперед и с Кенни Логгинсом во главе, начинает выдавать совершенно свою, «черную» фишку, со всеми характерными притопами и прибаутками типа «систерс энд бразерс!». И вспомнил я сразу другой концерт – Джон Леннон и Йоко Оно в Центральном парке… Все было классно, пока Джон не объявил Йоко и она, выйдя вперед, не обратилась к публике, рявкнув: «Систерс энд бразерс!» У Джона тут же стало такое лицо, как будто у него внезапно расстроился желудок … Видимо, несмотря на формальную принадлежность Джона к протестантской среде, качество йоко-онско-американского «систерс энд бразерс» было Леннону не близко. Во всяком случае, мне так показалось. И вспомнил я тогда одну прибаутку, выданную по поводу подобных «систерс энд бразерс» Анатолием Абрамовым (одним из лучших барабанщиков России, если кто не в курсе…). «Честные, добрые, умные, богатые и чуткие» - выпалил Анатолий и сделал вдохновенное лицо, как у секретаря комсомольской организации…

Пол Макартни на концерте «Битлз» вел себя как «отличник», а Джон передразнивал визжащую толпу, изображая жизнерадостного дебила. Между прочим, скажете вы, у Джона тоже «будь здоров» какие «систерс энд бразерс» бывали!» Конечно, скажу: и бэд-ины, и наркота, и «воркинг-клэсс хирроу» под красными знаменами, но ведь «медные трубы»-то какие?! Посмотрел бы я на Вашу «крышу»…

Однако, интересно другое. Интересно то, что, с позволения сказать, мироощущение у меня, скорее общее с Джоном, чем с Полом или с Кенни Логгинсом. «Русский смурняк – родной брат Английскому!» - сказал еще один дружок – музыкант, вернувшийся из очередной долгосрочной поездки в Англию. Он работал в тамошних ночных клубах со своей программой, и заключил: «Наш смурняк англичане очень уважают, ну, там, Достоевского, Гоголя…».

«А что, чай французы придумали манеру грустить?» - «Нет, англичане.» - «А, ну, они известные пьяницы». Это уже М.Ю. Лермонтов (цитата по памяти).

Да… вот эта грусть, блюз, выражаясь по-ихнему. Какой-то разный блюз получается: у протестантов – один, а у православных другой. «Да чего ты здесь нагородил», - не выдержит кто-нибудь - «И сам гитарист, и дружки, тоже, небось, не на жалейках и гуслях играют! Откуда это все? Как есть оттуда, с Запада, а туда же - «православие, мироощущение!» Отвечу гипотетическому оппоненту: и великая русская литература; и музыка; и изобразительное искусство возросли на западных примерах и достижениях, это ни для кого не секрет. А теперь являются уникальной частью мировой культуры. Конечно, герои отечественной рок-музыки еще не получили мирового признания (по множеству причин), да и сравнивать достижения высокой культуры с достижениями «индустрии развлечений» дело довольно бестолковое. Однако есть в этой области и настоящая любовь и настоящий блюз…

Доктор Аграновский и группа «Черный Хлеб» уже несколько лет играют по московским клубам. Мне самому посчастливилось некоторое время (еще в начале, до образования «Черный Хлеб») «джемовать» с друзьями и Алексеем Анатольевичем. Именно «джемовать», по-другому не скажешь, когда не знаешь ни формы, ни гармонии, а рядом с названием песни буквой обозначена тональность, и все! Кто принимал участие в подобных музыкальных авантюрах, понимает мои чувства! Алексей Аграновский уникален по ряду параметров: во-первых, (опять же, если кто не знает…) он доктор наук, биогенетик, преподаватель и руководитель сектора МГУ. Во-вторых, он феноменальный знаток блюза и английского языка во всех его сленговых проявлениях. Когда приезжают старые, беззубые, гениальные, говорящие только на сленге американские блюзмэны, в качестве синхронного переводчика приглашают Доктора Аграновского. Он настоящий шоу-мэн. Никогда не станет он исполнять блюз с видом посвященного, священнодействуя и «даря себя». Во время недавней презентации сайта Доктора, когда группа была уже на сцене, и шел записываемый концерт, возникла сильная наводка, характерная для работы мобильного телефона. «Ребята, у кого-то звонит мобильник.»- сказал в микрофон Алексей, обращаясь к группе. Все музыканты добросовестно вытащили из карманов свои телефоны, демонстрируя профессиональную предусмотрительность - у всех телефоны выключены. Головы сидящих в зале знатоков концертных ситуаций повернулись в сторону звукорежиссерского пульта - за пультом возникло смятение. И тут Алексей вытащил свой телефон из кармана, он надрывался уже вторую минуту. «А, это, оказывается, мой» - миролюбиво констатировал Доктор. «Алло?» Некто, звонивший Алексею на мобильный, капризно пожаловался, что не может найти указанный номер дома и вход в клуб. «Обойди стоящий перед тобой дом, и ты увидишь вход в клуб и стоящую перед входом мою грязную машину, пни ее ногой и заходи, таинственный незнакомец!» Сказал в телефон и в свой сценический микрофон Доктор, и начал следующий номер. «Вот это и есть настоящий блюз!» - подумал я. А ведь уже несколько раз спрашивал Алексея: «Слушай, а не надоело ли тебе играть в «блюз», дружище?» «А мне-то что, я «на новенького» - отшучивался Доктор, намекая на свою, еще не многолетнюю сценическую карьеру. И, заметьте, никаких «систерс энд бразерс», и никакого «комсомольского вдохновения».

Спасибо Вам Доктор за настоящую, «нашу» радость и дай Вам Бог долгих лет жизни и неувядающего блюза Вашей душе!