Из чего получаются группы? Иногда - из произвольного материала,
соединенного гибкой цепью случайностей. В других случаях они делаются
специально, но это отдельный сказ. "Dr. Agranovsky" возник из кухонного
блюзового музицирования московских музыкантов. Началась эта история в 1972 году,
когда в доме братьев Аграновских, проводивших родителей на юга, собирались не
очень прикаянные музыканты и московские хипаки, которые пели и играли на гитарах
и записывались на пленку Тип-10 Шосткинского комбината "Свема", заправленную в
двухдорожечный мономагнитофон Toshiba, запущенный со скоростью 19,5 сантиметра в
секунду (друг-читатель! не сочти это за скрытую рекламу; эти фирмы есть кому
поддержать рекламой явной). Первые слушатели - друзья, девушки и соседи - были в
восторге. В квартире на Ломоносовском гостевали знаменитые в узких кругах
личности - лингвист, певец и композитор Саша Лерман, игравший тогда в группе
"Скоморохи", Миша Гужов, который самостийно делал примочки для электрогитары и
играл блюзы на девятиструнной цистре 18-го века, Вадим Голутвин, в ту пору один
из немногих, если не единственный в Москве, освоивший фолк-рок и кантри на
акустике, Саша Галкин, Пал Палыч Столыпин, Боря Баркас и многие, многие другие.
Старший из братьев, Леша Аграновский, ночью пел
в хаотических составах песни на
неродном языке, а утром сдавал бутылки, чтобы накормить младшего брата и гостей.
Когда сентябрь прошел, остатки посуды удалось вынести, а в доме к приезду
родителей оставались самые стойкие друзья, но не нашлось ни грамма сливочного
масла...
Такие квартирные сейшны продолжались в течение 25 лет. В перерывах
между ними Доктор играл соло, в том числе три года в Эфиопии и два - в Германии
(это была работа по исследовательским контрактам; кстати, сценическое прозвище
Алексея отражает его действительную ученую степень). По его собственным словам,
он видел первые блюзовые записи, нарезанные на гребнях абиссинских гор в
провинции Шоа... а утро отмерялось ударами в барабан в коптской церкви соседнего
города Амбо (старое название - Хагере-Хиуот, по-русски - "Святая вода").
Африка... это зеленая плоскость склона, опрокинутая на колено холма. Ледяные
пустыни Германии... А что такое блюз, если не жизненный опыт? У вас есть другое
определение? Спасибо, садитесь. Можно не научиться сольфеджио, главное - чтобы
было, о чем сказать.
И вот однажды на таком жизненном фоне раздался звон той самой цепи
случайностей. Доктору позвонила его старая знакомая (вместе с тем юная и
привлекательная) Вероника, и предложила прийти в клуб Cry Baby в Беляево и
"попеть чего-нибудь". Доктор позвонил своему старому другу Саше Чиненкову
(a.k.a. Чиня), трубачу и перкуссионисту, работавшему в "Арсенале", "Воскресении"
и "СВ". В то время он торчал на блюзовой губной
гармонике и немедленно обещал свою поддержку. В конце телефонного разговора
Доктор сказал, что было бы не худо пригласить в качестве бас-гитариста общего
друга Старуху Изергиля (сессионного музыканта и участника многих московских
проектов). Тем более что живут они рядом в Измайлово. Чиня обещал узнать. На
следующий день они собрались втроем и записали на пробу 12 вещей (от "I Am A
Man" Бо Диддли до "Come Together" Леннона-МакКартни). В конце встречи Старуха
сказал, что от него по соседству живет молодой гитарист, которого можно было бы,
в принципе, тоже позвать на игру. Так, словно капли воды на сковородке, собрался
состав, который дождливой ночью 11 ноября 95-го подъехал к Cry Baby. В нем были
- Чиня (ударные, гармоника), Старуха Изергиль (бас), Макс Степанов (первая
гитара) и Доктор (следующая гитара, вокал). В середине выступления какие-то люди
унесли свой рабочий барабан, а в конце - на следующей гитаре порвались две
струны и кровь обагрила белую рубашку Доктора; но это не помешало концерту
пройти с бешеным успехом. К сожалению, по пути домой Вероника сломала правую
ногу (сейчас уже все в порядке).
С тех пор группа регулярно выступала по московским клубам, и ее состав пополняли новые люди (впрочем, тоже старые друзья). На втором выступлении в клубе Magnifique, когда "Nobody Knows The Way I Feel This Morning" продолжалась уже минут 12, на сцену вылез Вадим Голутвин (экс "Аракс", "Воскресенье", "СВ") и сыграл одно из своих искрометных соло. И остался, найдя компромисс между любовью к живому блюзу и отвращением к сцене, славе и улыбкам женщин; правда, играл, в основном, сидя. Позднее в концертах неизменно участвовал еще один музыкант из "СВ", клавишник Сергей Нефедов, и группа до своего полураспада (летом 97-го года) выступала под названием "СВ & Dr. Agranovsky". Звук на сцене ставили многоопытный звукорежиссер студии Ленкома Валера Андреев (ныне покойный) и Рома Ивановский; это была неизменно безукоризненная работа.
Здесь к месту еще одна история. В 95-м Доктор напечатал в журнале
"Записки Академии Наук Соединенных Штатов Америки" (a.k.a. PNAS USA; vol. 92,
рр. 2470-2473) статью, где описывался вирус, напоминающий под микроскопом
гремучую змею ("Rattlesnake"). Эту статью автор послал по почте в город Мартин,
штат Теннеси, певице кантри и блюза Рэттлснейк Анни, которая произвела на него
сильное впечатление исполнением "Blue Flame Cafe" в известном кино The Other
Side Of Nashville. Переписка Доктора и Гремучей Змеи прервалась в мае 97-го,
когда последняя прилетела в Москву и дала несколько концертов, поддержанных "СВ
& Dr. Agranovsky". Перед отъездом на родину (будем надеяться, что там меньше
накурено, чем в московских клубах, на которые она все время жаловалась)
Рэттлснейк Анни спела "Summertime" в джазово-блюзовом джеме на программе "А" (с
участием Голутвина, который нарезал на акустике... и Доктора, игра которого на
записи не выделяется, потому что кто-то в самом начале наступил на гитарный
джек).
Достоинства и недостатки "СВ & Dr. Agranovsky" заключались в том, что они
были джемовым составом, инструменталисты которого были постоянно заняты в других
проектах. Некоторая сырость исполнения (хоть и не до стадии ревматизма, но все
же) даже нравилась слушателям, поскольку на ее обороте виднелись -
незаигранность номеров и воля. У этой группы сам собой сложился живой драйв, на
котором вышивали, разнообразным и современным звуком, совершенно непохожие
гитаристы, Голутвин и Степанов. Они исполняли классику блюза, но не снимая
партии, а скорее вспоминая настроение (причем "Bring It On Home" возвращался не
к знаменитой версии со второго диска Лед Зеппелин, а к оригиналу Сонни Бой
Виллиамсона), и собственные аранжировки классики ("Crossroads" и "Hellhound on
My Trail" Роберта Джонсона, "Nobody Knows..." Роберта Кокса), и как-бы-не-блюз,
сделанный в блюзовом духе ("Come Together"). Были написаны и несколько
оригинальных номеров ("Out Of Work Boogie" и "Six-Bits-Blues" на стихи Лэнгстона
Хьюза и - на русском - "Слишком поздно"). Это не была, конечно, беспримесная
негритянская музыка (да и врядли такое возможно), но вокал, его фразировка и
фрезеровка - стояли совсем близко к черному блюзу (цитата из Рэттлснейк Анни:
“Alex, you sing like black”). Забавен был и их конферанс, сделанный по ходу дела
использованием всего острого арсенала, от навозных вил до рапир.
Записей
этой группы не сохранилось. По-видимому, музыканты придерживались экологического
принципа незасорения эфира, подразумевающего тишину после выступлений. Правда,
уже в процессе распада группа сделала один удачный гиг - выступление в “Часе
Совы” на канале СТС-8, где были блюзы (музыка впервые за всю
деятельность программы исполнялась вживую) и свободное интервью. На съемках играли: Макс, Старуха и сессионный ударник Илья Берестнев. Говорил и показывал Доктор.
Новый состав был образован Старухой Изергилем, Доктором и Максом Степановым; затем к ним присоединился ударник Юра Титов (ранее играл в СВ и других коллективах Москвы). После шести месяцев репетиций на квартире Старухи в Измайлово они начали выступать в московских клубах с программой, где были аранжировки Битлз, Хендрикса и пара блюзов из старой программы. Концепция музыки поменялась полностью; вернее, раньше ее не было, а тут появилась. С течением времени трио Титов - Антонов - Степанов составило весьма своеобразную хардовую группу, которая стала называться “Роковые Яйца”. Доктор, и присоединившаяся несколько позднее певица Аня Салминг (исполнявшая вещи Джанис Джоплин и Лед Зеппелин), были чем-то вроде солирующих электронов вокруг этого твердого ядра. Одна из аудиозаписей на этой странице, Hellhound On My Trail, относится именно к этому периоду жизни; она сделана на студии Бориса Оппенгейма в Ленкоме летом 97-го года.
Побродив по бесконечной брусчатке крутых Яиц, Доктор
создал собственную блюзовую группу “Черный хлеб”. Первое выступление состоялось 26 декабря 1998 года.
В основу репертуара были
положены аранжировки блюзов и спиричуэлз, по большей части - редких или забытых,
и собственные вещи на русском и английском языке. Музыка этой группы идет от
корней; она камерная, без электрической агрессии, но с четкой и естественной
ритмической раскачкой - в стилистике дымного блюз-бара старых времен. Впрочем,
эти особенности не помешали “Черному Хлебу” проводить выступления в больших
залах Московского университета весной 99-го. На этой странице представлены две
записи этого времени - “Stormy Monday Blues” и “Crossroads”.
Состав группы (1999 г.): Доктор Аграновский - вокал, акустическая гитара и
электрогитара; Илья Лушников - клавишные (ранее играл в джазовых коллективах
Хабаровска “Brevis” и “Лушников-квартет”); Кирилл Яковлев - ударные (группы “Их
Нет”; “Тупые”; “Scratch’n’Sniff”; “Brothers and Sisters”); Сергей Кузнецов -
бас-гитара; Дмитрий “Рейк” Лузгин - губная гармоника и электрогитара. В первом
составе “Черного хлеба” на бас-гитаре играл Валерий Серегин (“Удачное
приобретение”, “Серебряный рубль”).
За последующие три года в жизни группы произошло много
событий. Менялась жизнь, менялись музыканты. Илья Лушников уехал в Хабаровск. В группу пришел молодой гитарист из Мурманска
Евгений Немов и клавишник Михаил Ольшаницкий. Вернулся с серьезными намерениями Валерий Серегин. За ударную установку сел Андрей Лобанов, затем его сменил Игорь Карташев. Когда последний перешел на работу в
ансамбль Филипа Киркорова, его заменил Николай Балакирев ("СерьГа").Чехарда с составом расшатала нервы лично Доктору, но закалила коллектив в целом.
В 2001 году вышел первый диск "Черного хлеба" под названием "Тик".
Запись была сделана на студии MMS, тираж - в отделении "Выход". Деньги дали
спонсоры. Диск получился круглым, в пластмассовой обложке, с темноватым
буклетом. В него вошли 12 вещей. В записи принимали участие 15 человек в
возрасте от 14 до 50 лет. Следует отметить участие таких сессионных музыкантов,
как Ия Моцкобилли, Леша Бирюков, Борис Булкин, Михаил Владимиров Jr., Юрий
Каверкин, Вова Кожекин, Алексей Коломейцев, Александр Новоселов и Сергей
Рыженко.
Трио "The Blues Spinners" возникло в 2001 году. В
его состав вошли Аграновский, Немов и Александр Братецкий (гармоника). "Этот
маленький и подвижный коллектив - alter ego полноразмерного блюз-бэнда. Функции
ударных и баса перекладываются на акустическую гитару и электрогитару. Гармоника
Братецкого, с ее плотным нагруженным звуком, играет поддержки и "заливки",
выполняя функции то клавишных, то перкуссии. Инструменты поочередно
переключаются на соло. Пока голос ведет свой рассказ, в музыку вплетаются
железнодорожные звуки, изображаемые гармоникой и гитарой." (цитата из рекламного проспекта).
The Blues Spinners выступали в прямых радиоэфирах "Эхо Москвы", принимали участие в
фестивале "Дельта Невы" (Санкт-Петербург, июль 2001 г.)
Помимо клубной работы в формате трио, "The Blues Spinners" занялись поддержкой
регулярных джем-сейшнов в московском клубе "Второй этаж" (с сентября 2001 до апреля 2002).
К ним присоединился московский гитарист-ветеран Валерий Гелюта, который как-то раз случайно забрёл поджемовать на "Второй этаж".
Состав ритм-секции часто менялся. Самый сильный движок составляли Александр Половинкин (ударные) и Сергей Кузнецов (бас). "Большой электрический" состав Spinners сложился на основе интенсивных репетиций и концертов "DAS Ist Fantastisch", проходивших в Доме аспиранта МГУ (ДАС), а также московских и гастрольных гигов (Ульяновск, Петербург, Сургут).
Некоторое время Spinners существовали параллельно и как акустическое трио, и как электрический блюзовый состав. Со "Второго этажа" джемы переехали
в клуб Expat (2002 г.), а затем в "Вудсток".
The Blues Spinners, вместе с Юрием Каверкиным и Владимиром Фроловым, провели серию открытых джемов Bluezoology,
посвященных защите уссурийских тигров, амурских леопардов и морских черепах. Эти акции
(BLUEZOOLOGY Vol. I, II, III) проходили в детском театре "Тик-Так" при Московском зоопарке.
К концу 2004 года музыканты занялись разными проектами. The Blues Spinners стали собираться исключительно в качестве хаус-бэнда клубных джемов, и вскоре их пути разошлись.
Фото: Евгений Кулемин, Андрей Евдокимов, Василий Черный
Контактный email группы: aaa@genebee.msu.su