"Черный Хлеб"
Доктор Аграновский

English version

Начало

Алексей Аграновский (клуб Tabula Rasa, 1996)Из чего получаются группы? Иногда - из произвольного материала, соединенного гибкой цепью случайностей. В других случаях они делаются специально, но это отдельный сказ. "Dr. Agranovsky" возник из кухонного блюзового музицирования московских музыкантов. Началась эта история в 1972 году, когда в доме братьев Аграновских, проводивших родителей на юга, собирались не очень прикаянные музыканты и московские хипаки, которые пели и играли на гитарах и записывались на пленку Тип-10 Шосткинского комбината "Свема", заправленную в двухдорожечный мономагнитофон Toshiba, запущенный со скоростью 19,5 сантиметра в секунду (друг-читатель! не сочти это за скрытую рекламу; эти фирмы есть кому поддержать рекламой явной). Первые слушатели - друзья, девушки и соседи - были в восторге. В квартире на Ломоносовском гостевали знаменитые в узких кругах личности - лингвист, певец и композитор Саша Лерман, игравший тогда в группе "Скоморохи", Миша Гужов, который самостийно делал примочки для электрогитары и играл блюзы на девятиструнной цистре 18-го века, Вадим Голутвин, в ту пору один из немногих, если не единственный в Москве, освоивший фолк-рок и кантри на акустике, Саша Галкин, Пал Палыч Столыпин, Боря Баркас и многие, многие другие. Старший из братьев, Леша Аграновский, ночью пел в хаотических составах песни на неродном языке, а утром сдавал бутылки, чтобы накормить младшего брата и гостей. Когда сентябрь прошел, остатки посуды удалось вынести, а в доме к приезду родителей оставались самые стойкие друзья, но не нашлось ни грамма сливочного масла...

Старуха ИзергильТакие квартирные сейшны продолжались в течение 25 лет. В перерывах между ними Доктор играл соло, в том числе три года в Эфиопии и два - в Германии (это была работа по исследовательским контрактам; кстати, сценическое прозвище Алексея отражает его действительную ученую степень). По его собственным словам, он видел первые блюзовые записи, нарезанные на гребнях абиссинских гор в провинции Шоа... а утро отмерялось ударами в барабан в коптской церкви соседнего города Амбо (старое название - Хагере-Хиуот, по-русски - "Святая вода"). Африка... это зеленая плоскость склона, опрокинутая на колено холма. Ледяные пустыни Германии... А что такое блюз, если не жизненный опыт? У вас есть другое определение? Спасибо, садитесь. Можно не научиться сольфеджио, главное - чтобы было, о чем сказать.

Макс СтепановИ вот однажды на таком жизненном фоне раздался звон той самой цепи случайностей. Доктору позвонила его старая знакомая (вместе с тем юная и привлекательная) Вероника, и предложила прийти в клуб Cry Baby в Беляево и "попеть чего-нибудь". Доктор позвонил своему старому другу Саше Чиненкову (a.k.a. Чиня), трубачу и перкуссионисту, работавшему в "Арсенале", "Воскресении" и "СВ". В то время он торчал на блюзовой губной гармонике и немедленно обещал свою поддержку. В конце телефонного разговора Доктор сказал, что было бы не худо пригласить в качестве бас-гитариста общего друга Старуху Изергиля (сессионного музыканта и участника многих московских проектов). Тем более что живут они рядом в Измайлово. Чиня обещал узнать. На следующий день они собрались втроем и записали на пробу 12 вещей (от "I Am A Man" Бо Диддли до "Come Together" Леннона-МакКартни). В конце встречи Старуха сказал, что от него по соседству живет молодой гитарист, которого можно было бы, в принципе, тоже позвать на игру. Так, словно капли воды на сковородке, собрался состав, который дождливой ночью 11 ноября 95-го подъехал к Cry Baby. В нем были - Чиня (ударные, гармоника), Старуха Изергиль (бас), Макс Степанов (первая гитара) и Доктор (следующая гитара, вокал). В середине выступления какие-то люди унесли свой рабочий барабан, а в конце - на следующей гитаре порвались две струны и кровь обагрила белую рубашку Доктора; но это не помешало концерту пройти с бешеным успехом. К сожалению, по пути домой Вероника сломала правую ногу (сейчас уже все в порядке).

С тех пор группа регулярно выступала по московским клубам, и ее состав пополняли новые люди (впрочем, тоже старые друзья). На втором выступлении в клубе Magnifique, когда "Nobody Knows The Way I Feel This Morning" продолжалась уже минут 12, на сцену вылез Вадим Голутвин (экс "Аракс", "Воскресенье", "СВ") и сыграл одно из своих искрометных соло. И остался, найдя компромисс между любовью к живому блюзу и отвращением к сцене, славе и улыбкам женщин; правда, играл, в основном, сидя. Позднее в концертах неизменно участвовал еще один музыкант из "СВ", клавишник Сергей Нефедов, и группа до своего полураспада (летом 97-го года) выступала под названием "СВ & Dr. Agranovsky". Звук на сцене ставили многоопытный звукорежиссер студии Ленкома Валера Андреев (ныне покойный) и Рома Ивановский; это была неизменно безукоризненная работа.

Вадим Голутвин и Рэттлснейк ЭнниЗдесь к месту еще одна история. В 95-м Доктор напечатал в журнале "Записки Академии Наук Соединенных Штатов Америки" (a.k.a. PNAS USA; vol. 92, рр. 2470-2473) статью, где описывался вирус, напоминающий под микроскопом гремучую змею ("Rattlesnake"). Эту статью автор послал по почте в город Мартин, штат Теннеси, певице кантри и блюза Рэттлснейк Анни, которая произвела на него сильное впечатление исполнением "Blue Flame Cafe" в известном кино The Other Side Of Nashville. Переписка Доктора и Гремучей Змеи прервалась в мае 97-го, когда последняя прилетела в Москву и дала несколько концертов, поддержанных "СВ & Dr. Agranovsky". Перед отъездом на родину (будем надеяться, что там меньше накурено, чем в московских клубах, на которые она все время жаловалась) Рэттлснейк Анни спела "Summertime" в джазово-блюзовом джеме на программе "А" (с участием Голутвина, который нарезал на акустике... и Доктора, игра которого на записи не выделяется, потому что кто-то в самом начале наступил на гитарный джек).

Достоинства и недостатки "СВ & Dr. Agranovsky" заключались в том, что они были джемовым составом, инструменталисты которого были постоянно заняты в других проектах. Некоторая сырость исполнения (хоть и не до стадии ревматизма, но все же) даже нравилась слушателям, поскольку на ее обороте виднелись - незаигранность номеров и воля. У этой группы сам собой сложился живой драйв, на котором вышивали, разнообразным и современным звуком, совершенно непохожие гитаристы, Голутвин и Степанов. Они исполняли классику блюза, но не снимая партии, а скорее вспоминая настроение (причем "Bring It On Home" возвращался не к знаменитой версии со второго диска Лед Зеппелин, а к оригиналу Сонни Бой Виллиамсона), и собственные аранжировки классики ("Crossroads" и "Hellhound on My Trail" Роберта Джонсона, "Nobody Knows..." Роберта Кокса), и как-бы-не-блюз, сделанный в блюзовом духе ("Come Together"). Были написаны и несколько оригинальных номеров ("Out Of Work Boogie" и "Six-Bits-Blues" на стихи Лэнгстона Хьюза и - на русском - "Слишком поздно"). Это не была, конечно, беспримесная негритянская музыка (да и врядли такое возможно), но вокал, его фразировка и фрезеровка - стояли совсем близко к черному блюзу (цитата из Рэттлснейк Анни: “Alex, you sing like black”). Забавен был и их конферанс, сделанный по ходу дела использованием всего острого арсенала, от навозных вил до рапир.
Записей этой группы не сохранилось. По-видимому, музыканты придерживались экологического принципа незасорения эфира, подразумевающего тишину после выступлений. Правда, уже в процессе распада группа сделала один удачный гиг - выступление в “Часе Совы” на канале СТС-8, где были блюзы (музыка впервые за всю деятельность программы исполнялась вживую) и свободное интервью. На съемках играли: Макс, Старуха и сессионный ударник Илья Берестнев. Говорил и показывал Доктор.

1997-1998. “Роковые Яйца”

Новый состав был образован Старухой Изергилем, Доктором и Максом Степановым; затем к ним присоединился ударник Юра Титов (ранее играл в СВ и других коллективах Москвы). После шести месяцев репетиций на квартире Старухи в Измайлово они начали выступать в московских клубах с программой, где были аранжировки Битлз, Хендрикса и пара блюзов из старой программы. Концепция музыки поменялась полностью; вернее, раньше ее не было, а тут появилась. С течением времени трио Титов - Антонов - Степанов составило весьма своеобразную хардовую группу, которая стала называться “Роковые Яйца”. Доктор, и присоединившаяся несколько позднее певица Аня Салминг (исполнявшая вещи Джанис Джоплин и Лед Зеппелин), были чем-то вроде солирующих электронов вокруг этого твердого ядра. Одна из аудиозаписей на этой странице, Hellhound On My Trail, относится именно к этому периоду жизни; она сделана на студии Бориса Оппенгейма в Ленкоме летом 97-го года.

1998-2003. “Черный Хлеб”

ЧХ-99 (слева направо): Доктор, Юрий Иванов (сессионный басист),
Яковлев, Лузгин, Кузнецов, ЛушниковПобродив по бесконечной брусчатке крутых Яиц, Доктор создал собственную блюзовую группу “Черный хлеб”. Первое выступление состоялось 26 декабря 1998 года. В основу репертуара были положены аранжировки блюзов и спиричуэлз, по большей части - редких или забытых, и собственные вещи на русском и английском языке. Музыка этой группы идет от корней; она камерная, без электрической агрессии, но с четкой и естественной ритмической раскачкой - в стилистике дымного блюз-бара старых времен. Впрочем, эти особенности не помешали “Черному Хлебу” проводить выступления в больших залах Московского университета весной 99-го. На этой странице представлены две записи этого времени - “Stormy Monday Blues” и “Crossroads”.

Состав группы (1999 г.): Доктор Аграновский - вокал, акустическая гитара и электрогитара; Илья Лушников - клавишные (ранее играл в джазовых коллективах Хабаровска “Brevis” и “Лушников-квартет”); Кирилл Яковлев - ударные (группы “Их Нет”; “Тупые”; “Scratch’n’Sniff”; “Brothers and Sisters”); Сергей Кузнецов - бас-гитара; Дмитрий “Рейк” Лузгин - губная гармоника и электрогитара. В первом составе “Черного хлеба” на бас-гитаре играл Валерий Серегин (“Удачное приобретение”, “Серебряный рубль”).

За последующие три года в жизни группы произошло много событий. Менялась жизнь, менялись музыканты. Илья Лушников уехал в Хабаровск. В группу пришел молодой гитарист из Мурманска Евгений Немов и клавишник Михаил Ольшаницкий. Вернулся с серьезными намерениями Валерий Серегин. За ударную установку сел Андрей Лобанов, затем его сменил Игорь Карташев. Когда последний перешел на работу в ансамбль Филипа Киркорова, его заменил Николай Балакирев ("СерьГа").Чехарда с составом расшатала нервы лично Доктору, но закалила коллектив в целом.

В 2001 году вышел первый диск "Черного хлеба" под названием "Тик". Запись была сделана на студии MMS, тираж - в отделении "Выход". Деньги дали спонсоры. Диск получился круглым, в пластмассовой обложке, с темноватым буклетом. В него вошли 12 вещей. В записи принимали участие 15 человек в возрасте от 14 до 50 лет. Следует отметить участие таких сессионных музыкантов, как Ия Моцкобилли, Леша Бирюков, Борис Булкин, Михаил Владимиров Jr., Юрий Каверкин, Вова Кожекин, Алексей Коломейцев, Александр Новоселов и Сергей Рыженко.

2001-04. The Blues Spinners

Трио Де Блюз Спиннерс: Немов, Братецкий, ДокторТрио "The Blues Spinners" возникло в 2001 году. В его состав вошли Аграновский, Немов и Александр Братецкий (гармоника). "Этот маленький и подвижный коллектив - alter ego полноразмерного блюз-бэнда. Функции ударных и баса перекладываются на акустическую гитару и электрогитару. Гармоника Братецкого, с ее плотным нагруженным звуком, играет поддержки и "заливки", выполняя функции то клавишных, то перкуссии. Инструменты поочередно переключаются на соло. Пока голос ведет свой рассказ, в музыку вплетаются железнодорожные звуки, изображаемые гармоникой и гитарой." (цитата из рекламного проспекта).

The Blues Spinners выступали в прямых радиоэфирах "Эхо Москвы", принимали участие в фестивале "Дельта Невы" (Санкт-Петербург, июль 2001 г.)

Помимо клубной работы в формате трио, "The Blues Spinners" занялись поддержкой регулярных джем-сейшнов в московском клубе "Второй этаж" (с сентября 2001 до апреля 2002). К ним присоединился московский гитарист-ветеран Валерий Гелюта, который как-то раз случайно забрёл поджемовать на "Второй этаж". The Blues Spinners: Гелюта, Кузнецов, Доктор, Половинкин, Братецкий Состав ритм-секции часто менялся. Самый сильный движок составляли Александр Половинкин (ударные) и Сергей Кузнецов (бас). "Большой электрический" состав Spinners сложился на основе интенсивных репетиций и концертов "DAS Ist Fantastisch", проходивших в Доме аспиранта МГУ (ДАС), а также московских и гастрольных гигов (Ульяновск, Петербург, Сургут). Некоторое время Spinners существовали параллельно и как акустическое трио, и как электрический блюзовый состав. Со "Второго этажа" джемы переехали в клуб Expat (2002 г.), а затем в "Вудсток".

The Blues Spinners, вместе с Юрием Каверкиным и Владимиром Фроловым, провели серию открытых джемов Bluezoology, посвященных защите уссурийских тигров, амурских леопардов и морских черепах. Эти акции (BLUEZOOLOGY Vol. I, II, III) проходили в детском театре "Тик-Так" при Московском зоопарке.

К концу 2004 года музыканты занялись разными проектами. The Blues Spinners стали собираться исключительно в качестве хаус-бэнда клубных джемов, и вскоре их пути разошлись.

2004-2009. “Черный Хлеб” (продолжение)

ЧХ-2005: Балакирев, Ольшаницкий, Аграновский, Серегин "Черный хлеб" и Доктор Аграновский продолжали существовать вместе - вне зависимости от поворотов судьбы Spinners'ов. В 2004-м в состав группы входили Доктор, Ольшаницкий, Серегин и Балакирев. Репертуар менялся и дополнялся. В нём появились новые аранжировки блюзов и госпел, в том числе и распевы на три и четыре голоса.

В 2004 году Доктор получил приглашение от белградского харпера Пера Джо, который до этого бывал в Москве и джемовал с "Черным хлебом", принять участие в блюзовом фестивале Voxstock-2004 (26 июня, Белград). По приезде была отрепетирована 50-минутная программа с Pera Joe Blues Band. Выступление, поддержанное блюзовыми звездами Сербии - слайд-гитаристом Владаном Станошевичем и Пера Джо собственной персоной, было тепло принято слушателями. Публика, собравшаяся на горе Кошутняк в Белграде, с 6 вечера до 4 утра внимала солистам и группам из Англии, Италии, Австрии, Венгрии, Сербии и, стало быть, России.

Осенью 2004 к группе "Черный хлеб" присоединился гитарист Omar Esteban Itcovici, ранее выступавший с Albert King Tribute Band (Буэнос-Айрес) и прошедший школу чикагского блюза. В марте 2005 "Черный Хлеб" проводит совместный концерт с Пера Джо и Владаном Станошевичем в московском Центральном Доме Художника, который снимают и записывают. В конце года выходит DVD "Two For The Show, Vol.I". Это второй альбом Хлеба.

В сентябре 2005 года Доктор и Омар приглашают в Россию чикагского блюзмена Джона Праймера. Черный Хлеб выступает в качестве "открывающего" состава для Праймера и его бэнда в ЦДХ. Вместе с Хлебом выступают гитарист Игорь Бойко и харпер Саша Братецкий. Это лучшее выступление года для группы. Аграновский и Братецкий, вместе с праймеровским бэндом (Омар - гитара, Патрицио Раффо - ударные, Мауро Диана - бас), открывают выступление Джона в клубе "Кэрролл" в Рязани. Общение с Праймером, его истории про старые времена, про клуб "Тереза Лонж", про Мадди Уотерса, Вилли Диксона, Мэджика Слима были драгоценным впечатлением для московских блюзменов. Праймер тоже остался доволен поездкой, судя по записи в гостевой книге (здесь, неподалеку). В феврале 2006 Омар и Доктор организуют московские гастроли ещё одного чикагского гитариста, Джеймса Уилера. В том же месяце в гости к "Хлебу" приезжает бостонский харпер и певец Кит Данн. Они проводят вместе несколько выступлений (на фестивале "Пустые Холмы", в клубах "Дом у дороги" и "Би Би Кинг"). За ними в Москву последовали чикагцы Лурри Белл (Lurrie Bell, апрель 2006), Боб Строджер (Bob Stroger, сентябрь 2006) и Эдди С. Кемпбелл (Eddie C. Campbell, декабрь 2006). Таким образом делает несколько оборотов программа "ЧИКАГО В МОСКВЕ", цель которой проста - представить российским слушателям чёрный блюз, как он есть.

В ноябре 2006 выходит третий релиз группы, CD "Алабама", записанный живьем в одноименном московском клубе за четыре года до этого.

21 ноября 2008 года "Чёрный Хлеб" отметил свой 10-летний юбилей. По этому поводу прошел аншлаговый концерт в Центральном доме художника в Москве с приглашением друзей-блюзменов.

Вторая половина этой истории показалась вам менее броской, чем первая? Что же, друзья, так всегда бывает, когда соратники, собутыльники и сотрапезники наших молодых дней сменяются опытными людьми, с которыми делается работа.


Фото: Евгений Кулемин, Андрей Евдокимов, Василий Черный

Контактный email группы: aaa@genebee.msu.su